Президент Ирана Масуд Пезешкиан и президент Байден могли последовать примеру советского лидера Хрущева и президента Джона Кеннеди в 1962-1963 годах, когда они отошли от границы ядерной катастрофы, запретив ядерные испытания и расширив торговлю. Динамика советско-американской разрядки потерпела крах в конце 1960-х годов, но возобновилась в 1970-х и в конце 1980-х годов, отмечает Уолтер Клеменс, научный сотрудник Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Девиса.
Все главные игроки на Ближнем Востоке затаили обиды, возникшие в результате действий друг друга. Американцы помнят, что иранцы удерживали американских дипломатов в плену с ноября 1979 года по январь 1981 года.
Иранцы помнят, что ЦРУ помогло свергнуть их правительство в 1953 году и что эсминец ВМС США Vincennes сбил иранский пассажирский авиалайнер в иранском воздушном пространстве в 1988 году, убив всех 290 человек на борту. В 2018 году президент Дональд Трамп вывел США из ядерного соглашения, обещавшего новую эру для Ирана и всего мира. Вместо ослабления санкций Вашингтон усилил давление на Иран.
США жалуются, что Иран поддерживает ХАМАС, "Хезболлу" и повстанцев-хуситов, а сейчас поставляет беспилотники и ракеты для неспровоцированной войны России против Украины. В апреле Иран выпустил 300 ракет по Израилю, хотя лишь некоторые из них попали в цель. Годами мучая Израиль, Иран теперь обещает отомстить за убийство лидера ХАМАС Исмаила Хании. В ответ США посылают больше кораблей и боевых самолетов для защиты Израиля.
По мнению Клеменса, поскольку в конфликте задействованы многие участники, проблемы гораздо сложнее, чем, по сути, двусторонний конфликт, с которым столкнулись Хрущев и Кеннеди.
"Однако если бы Вашингтон и Тегеран смогли достичь принципиального согласия — как это сделали советские и американские лидеры во время и после Карибского кризиса — детали их противостояния можно было бы обсудить и сдержать агрессивную политику своих партнеров", — пишет автор.
Вашингтон не должен позволить личным целям одного человека, премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, заблокировать мирное урегулирование во всем регионе. Израиль должен согласиться на практическое решение о двух государствах, которое позволит израильтянам жить в мире с палестинцами и соседями, как Иран и Саудовская Аравия. Игнорируя президента Байдена и осуждение многих союзников, израильский премьер-министр, похоже, хочет более широкой войны, добавляет Клеменс.
О том, начнется ли военное противостояние между Ираном и Израилем, учитывая последние события, пишет Игорь Семиволос в статье "Угрожает ли миру война Израиля с Ираном?"