В мае прошлого года на юге Турции, всего в 60 километрах от сирийской границы, танкер длиной в два футбольных поля заехал в терминал "Торос Джейхан", готовый забрать топливо. Загруженный 150 000 баррелей газойля — почти не отличающегося от дизельного топлива — корабль отправился в трехдневное путешествие к нефтеперерабатывающему заводу Motor Oil Hellas на юге Греции.
Топливо якобы было турецким. Афины настаивают на том, что они не принимают грузы с российской маркировкой в соответствии с запретом ЕС. Но новые исследования и отчеты показывают, что это, скорее всего, была российская нефть, скрытая новой маркировкой, сообщает Politico.
Это часть более широкой тенденции, свидетельствуют данные Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), Центра изучения демократии (CSD), а также независимые отчеты Politico. Российская нефть, похоже, массово поступает в ЕС через Турцию. И все это законно.
Эта схема стала возможной благодаря обходному пути в санкциях Брюсселя, позволяющего ввозить в ЕС "смешанное" топливо, если оно маркировано как нероссийское. Это прибыльная лазейка: исследования показывают, что она принесла Москве до 3 миллиардов евро только через три порта за 12 месяцев после того, как ЕС запретил российское топливо в феврале 2023 года.
"Турция превратилась в стратегический пит-стоп для переправляемых в ЕС российских топливных продуктов и приносит сотни миллионов налоговых поступлений в военную казну Кремля", — говорит старший аналитик по энергетике CSD Мартин Владимиров.
Этот обходной путь иллюстрирует креативные способы, по которым Россия обходит санкции ЕС, чтобы защитить свою торговлю ископаемым топливом, которая составляет почти половину бюджета Кремля и является жизненно важным каналом для его военной кампании.
Частично проблема заключается в проверках, которые Брюссель использует для обеспечения соблюдения санкций. Согласно правилам ЕС, грузы, содержащие российское топливо, смешанное с продуктами из других стран, "могут быть подвергнуты санкциям в зависимости от доли российского компонента". Обычно эта доля определяется тем, подверглось ли топливо "существенной трансформации" — превращению в совершенно новый продукт — что, как свидетельствуют данные, произошло не во всех турецких портах.
Но на практике, как отмечает аналитик Катона, проверяется только документ, в котором указывается, откуда происходит груз, так называемый "сертификат происхождения". Импорт топлива с российскими документами в большинстве своем является незаконным согласно законодательству ЕС, но Турция просто переоформляет старые грузы на новые.
Напомним, что экспорт из Турции в Россию резко упал за первые три месяца 2024 года. Торговля Турции с Россией сокращается после давления США.