UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как страны будут возвращать «глобальный коронавирусный долг» — FT

Более богатые государства смогут обойтись без резкого сокращения расходов.

В 2010 году, когда мировая экономика начала постепенно выздоравливать после глобального финансового кризиса, Великобритания поставила себя «в авангард» на пути к «стратегии крайней экономии». Десятилетия слабого экономического роста и политической нестабильности, которые последовали после такой стратегии, означают, что мало кто хочет повторить подобный механизм после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Скорее всего, Великобритания не собирается возвращаться к эпохе сокращения расходов, однако страна столкнулась с очередной экономической дилеммой. И Великобритания «не одинока в этой проблеме», пишет Financial Times.

Чтобы пережить пандемию коронавируса, мир взял на себя больше долгов, чем когда-либо. Институт международных финансов подсчитал, что за первые девять месяцев 2020 года мир увеличил объем заимствований из 320% мирового дохода до 365%, а это является новым рекордом.

Правительствам богатых стран не нужно спешить с фискальным сокращением. Устойчивость государственного долга зависит не от суммы, а от его стоимости. Имея долгосрочные процентные ставки на рекордно низких уровнях в развитых странах мира, правительства могут брать займы на десятки лет.

Подобные займы могут стать разумным выходом из кризиса, ведь долг - это инструмент именно для управления такими ситуациями. Возможность переводить и задерживать платежи, пока мировая экономика не перейдет в лучшее состояние, сделает пандемию более управляемой, а экономические рубцы менее глубокими. Если не брать займы, это приведет к массовому банкротству и безработице. Без эффективной поддержки работники получат меньше возможностей прислушиваться к новым карантинным ограничениям, тем самым способствуя распространению вируса и нанося больший экономический ущерб.

Однако не все мировые страны «имеют такую ​​роскошь», как развитые экономики, чтобы занимать и выплачивать долги в течение десятилетий. Много бедных стран полагаются на значительно более высокие расходы и долг с меньшим сроком погашения. Опасность очевидна, например, такие страны, как Аргентина, Белиз, Ливан, Эквадор, Суринам и Замбия не смогли погасить свои долги или вынуждены были реструктуризировать их во время пандемии.

Значительная часть долга, которую бедные страны использовали для борьбы с коронавирусом, окажется на балансе правительств богатых стран. Группа стран G20, которая недавно провела саммит, не смогла согласиться на новую совместную «базу» для «облегчения долгов» бедных стран, но продолжала предлагать меры по задержке запланированных выплат. В конце концов, возможно, после инаугурации новоизбранного президента США Джо Байдена усилия по оказанию помощи бедным странам будут более «интенсивными».

Как только пандемия окончательно будет под контролем, правительствам развитых экономик придется уменьшить собственный бюджетный дефицит до более устойчивого уровня, по крайней мере частично, потому, что старение населения увеличит расходы на пенсионное и медицинское обслуживание. К тому же, недавние сообщения от фармацевтических компаний, которые работают над разработкой вакцины против коронавируса, могут стать надеждой на завершение пандемии. Правительствам стран уже сейчас стоит планировать то, как можно уменьшить бюджетный дефицит в будущем. Но реализация этих планов слишком быстро угрожает мировому экономическому восстановлению и может ухудшить долгосрочный экономический ущерб, резюмирует издание.