Америка прошла мрачную черту в 100 000 смертей от нового коронавируса, который начал распространяться пол года назад. Многие американцы считают, что их президент ужасно справился с эпидемией, что их страна пострадала от нее особенно сильно и что между этим существует простая причинно-следственная связь. 100 000 человек, которые не включают в себя другие смерти, ошибочно приписанные другим болезням, это выше, чем в любой другой стране. Их обычно сравнивают с 60 000 американских жертв в войне во Вьетнаме. Часы смерти Трампа на Таймс-сквер пытаются показать, сколько жизней стоила неспособность президента: когда мы вышли в печать, их было 60 262. Однако это широко распространенное убеждение, что Америка потерпела неудачу из-за Дональда Трампа, не поддерживается цифрами. По крайней мере, пока, пишет The Economist.
Официальный уровень смертности в Америке примерно такой же, как и в Европейском союзе, который также имеет избыточную смертность, но имеет менее неустойчивых лидеров и всеобщую социальную медицинскую помощь. В целом, Америка оказалась немного хуже Швейцарии и немного лучше Нидерландов, ни одна из этих стран не является несостоятельным государством. Нью-Йорк пострадал примерно так же сильно, как Ломбардия в северной Италии; Калифорния начала действовать раньше и в настоящее время ситуация в ней похожа на Германию; до сих пор сельские штаты, как и центральная Европа, были избавлены от худшего. Это отражает две вещи, обе из которых будут иметь значение сейчас, когда Америка вновь откроется, прежде чем она полностью возьмет вирус под контроль.
Во-первых, COVID-19, когда он впервые ударил, проявил безразличие к президентам и их планам. По всему миру вирус убивал в больших, плотных и соединённых городах, таких как Нью-Йорк, Лондон и Париж, где люди теснятся вместе, включая приюты, скотобойни и тюрьмы. В некоторых странах, включая Америку, тестирование было затянуто бюрократической волокитой.
Увидев, что происходит в Китае, мистер Трамп мог бы действовать быстрее, как это сделали Тайвань, Сингапур и Вьетнам. Он не смог сделать то, что обычно ожидалось от американского президента в условиях кризиса, например, дать четкие правительственные рекомендации или координировать федеральный ответ. Вместо этого он рекламировал средства защиты шарлатанов и тратил время, когда Америка проходила через свою мрачную веху, на распространение информации о подозрении в отношении системы голосования, обвиняя телеведущего в совершении убийства, которое никогда не происходило. Все это предосудительно и может дорого аукнуться. Тем не менее, будет слишком заманчиво сделать вывод о том, что президентские неудачи несут большую часть вины за распространение COVID-19 по всей Америке, однако реальность более сложна.
Это приводит ко второй характеристике реакции страны на COVID-19. Вирус всегда будет опасен для населения с высоким уровнем бедности, ожирения и таких заболеваний, как диабет, особенно среди меньшинств. Но, в значительной степени, другие слои правительства приспособились вокруг дыры, где должен был быть президент. Федеральная система ограничила ущерб благодаря децентрализованному принятию решений. Ограничительные меры зависят от штата, города и округа. Калифорния отреагировала, как только увидела случаи заражения. На северо-востоке губернаторы в основном игнорировали Белый дом и продолжили борьбу с болезнью, заработав для республиканских губернаторов Мэриленда и Массачусетса вражду президента, но высокие оценки одобрения. Во Флориде, несмотря на то, что губернатор неохотно вводил ограничительные меры, чиновники все равно пошли на это.
Вопреки требованиям общенациональных правил, децентрализованный подход – это сила, а не слабость, и она станет еще сильнее, когда пандемия пройдет. В наиболее организованных штатах, в которых созданы возможности для тестирования, это помогает обеспечить быстрое обнаружение вспышек и соответственно скорректировать правила. Поскольку каждый регион отличается, это более эффективно, чем общенациональный подход.
Один из способов, которым демократии могут бороться с этим вирусом, - это использовать резервы доверия. Люди должны вести себя так, чтобы защищать сограждан, с которыми они никогда не встречались, даже если они сами себя хорошо чувствуют. Американцы доверяют своим местным чиновникам гораздо больше, чем президенту или федеральному правительству. И когда дело доходит до общественного здравоохранения, эти местные чиновники имеют реальную власть. Без этой уравновешивающей силы Америка сегодня может выглядеть как Бразилия, где президент с любовью к гидроксихлорохину и отвращению к маскам наносит ущерб.
Если ответные меры общественного здравоохранения в Соединенных Штатах пока совпадают с ответными мерами в Европе, их экономический ответ на вирус может оказаться лучше. Правда, уровень безработицы в Америке составляет 15%, вдвое больше, чем в ЕС. Тем не менее, в Европе большинство правительств защищают рабочие места, которые могут перестать существовать после прекращения карантина, вместо того, чтобы сосредоточить помощь на безработных, как в Америке. ЕС, вероятно, откладывает мучительную корректировку. Конгресс с большим двухпартийным большинством, договорился о гораздо большем финансовом стимулировании, чем во время финансового кризиса десять лет назад. С демократом в Белом доме и Сенатом, контролируемым республиканцами, Америка могла не получить ответа, который был бы таким быстрым или таким большим.
У Америки еще впереди тяжелый путь. Если ежедневные смертельные случаи останутся на сегодняшнем уровне, который отмечается как знак того, что пандемия ослабевает, к концу года погибнут еще 100 000 человек. Чтобы предотвратить это, Америке необходимо работать с системой, которая у нее есть, доверяя местным политикам, чтобы сбалансировать риски повторного открытия с затратами на карантин.
В ближайшие месяцы инфраструктура, построенная во время карантина, должна зарекомендовать себя. Поскольку количество случаев заражения в некоторых штатах еще не уменьшилось, вирус может вспыхнуть в новых местах, что потребует целевых ограничений. Способность к тестированию, жизненно важная для выявления скоплений инфекции, увеличилась, но в некоторых местах все еще отсутствует. Практически во всех штатах отсутствуют средства отслеживания контактов, необходимые для определения того, кто нуждается в тестировании и карантине. При рассмотрении вопроса о том, как отменить финансовую поддержку, Конгресс должен помнить об этом.
То, что Америка и Европа одинаково успешно справились с этой пандемией, не освобождает Трампа от ответственности. Это первый международный кризис с 1945 года, когда Америка не только отвергла мировое лидерство, но и, урезав финансирование Всемирной организации здравоохранения, активно подорвала скоординированные международные действия. Это имеет значение, равно как и неспособность Трампа придерживаться последовательной идеи или говорить со страной словами, которые не бесят половину населения. Однако через четыре года после избрания Трампа время удивляться его поведению давно прошло. К счастью, его фигура имела меньшее значение, чем думает большинство американцев.
Ранее сообщалось, что республиканцы рискуют потерять Сенат из-за реакции Трампа на коронавирус. Сегодня у них 53 кресла из ста.
Напомним, что администрация Трампа снова не опубликует прогнозы для экономики США. Такое уже было в 2017 году из-за шатдауна.