На фоне теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» российская власть усиливает миграционное законодательство, правоохранители устраивают облавы на центральноазиатских мигрантов, а в обществе поднялась новая волна ксенофобии, и ранее активно культивируемая на политическом уровне. Российская власть, которая, несмотря на предупреждение западных спецслужб, проигнорировала опасность террористического акта, пытается теперь сбросить вину на мигрантов и во что бы то ни стало привязать к трагедии Украину.
Как на это реагируют в странах Центральной Азии и повлияет ли эта история на их отношения с РФ?
Мигранты как груша для битья
События в «Крокусе» обернулись для центральноазиатских трудовых мигрантов преследованиями, массовыми задержаниями и выдворением из РФ, а для тех, кто получил российское гражданство, — постановкой на военный учет с дальнейшей перспективой отправки на фронт. Полиция проводит по всей стране рейды, в частности в общежитиях и других местах пребывания мигрантов. Во многих городах под угрозой штрафа от арендодателей требуют списки мигрантов из Центральной Азии.
Мигранты жалуются на увольнение с работы, выселение из арендованного жилья и отказ в аренде, задержание полицией и нападения. В разных регионах РФ люди начали массово отказываться от поездок на такси с водителями из Таджикистана и лицами неславянской внешности в целом.
Показательным случаем бесчинств российских правоохранителей стало недавнее силовое вторжение в квартиру советника посольства Кыргызстана в РФ Манаса Жолдошбекова под предлогом проверки законности пребывания иностранного гражданина на территории России. Даже после предъявления дипломатических паспортов и дипломатических карточек сотрудники полиции в агрессивной форме начали требовать документы о пребывании на миграционном учете. Во время инцидента жене дипломата были нанесены телесные повреждения.
В МВД РФ объяснили, что сотрудники «проводили профилактический обход жилого сектора» и не знали, что в квартире живет семья дипломата, сейчас по этому факту начали расследование. Впрочем, это оправдание мало утешило кыргызстанских парламентеров, признающих усиление ксенофобии в отношении их граждан. Депутат Жогорку Кенеша (парламент Кыргызстана) Дастан Бекешев на странице в Х (бывший Твиттер) отметил: «Слава Богу, никто не пострадал, но инцидент произошел. Если такое совершают с сотрудниками посольства, то даже не представляю, что вытворяют с гражданами, у которых нет иммунитета. Российская милиция, очевидно, озверела».
Таджикистан между терроризмом и защитой своих граждан
В то же время Таджикистан встал на защиту достоинства своих граждан.
12 апреля в Минске на заседании Совета министров иностранных дел СНГ представитель Таджикистана Сироджиддин Мухриддин призвал правоохранительные органы РФ соблюдать нормы и принципы международного права и требования законодательства, особенно в части невиновности, запрета пыток и жестокого обращения с задержанными во время расследования теракта 22 марта в Подмосковье, поскольку «цена признаний, полученных таким образом, всем хорошо известна». По его словам, вследствие непродуманной информационной кампании формируется негативное восприятие граждан Таджикистана и таджиков.
Вместе с тем президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время приветствия по случаю празднования Навруза вспомнил события в «Крокусе» и призвал сограждан защитить молодежь от влияния «деструктивных и ужасных групп и движений» и не допустить, чтобы «наши дети опозорили доброе имя таджикской нации, суверенного государства таджиков и своих родителей».
Таджикская власть оказалась зажата между необходимостью требовать справедливого и беспристрастного суда для своих граждан и проблемой терроризма, с которой ей тяжело справиться своими силами.
Для Таджикистана, как и для Центральной Азии в целом, рост радикального экстремизма и вербовки их граждан в террористические группировки, в частности ИГИЛ-Хорасан (взявшей на себя ответственность за теракт), — это реальная проблема. Душанбе столкнулось с несколькими терактами, организованными ИГИЛ внутри страны, а сами таджики не впервые становятся исполнителями терактов за границей. Среди совсем недавних — участие таджика-смертника в теракте возле могилы Касема Сулеймани в Иране, вследствие которого погибли около ста человек.
Именно поэтому президенты Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана в телефонном разговоре с Владимиром Путиным сразу после теракта подтвердили намерения продолжать сотрудничество в сфере противодействия терроризму. Также таджикские правоохранители содействовали работе российских следователей, которые приезжали в Душанбе и другие города, чтобы допросить родственников главных подозреваемых.
Некомфортный партнер
Но террористический акт в «Крокусе» для российской власти — это не о борьбе с терроризмом и его угрозами.
С одной стороны, увлеченный военными действиями против Украины Кремль пытается во что бы то ни стало найти в нем «украинский след», поскольку это ложится в парадигму дискредитации украинцев и оправдание неспровоцированной войны против Украины.
Таджикистану даже пришлось оспаривать заявление, сделанное Николаем Патрушевым 8 апреля во время ежегодной встречи в рамках ШОС, о якобы вербовке посольством Украины в Душанбе наемников для участия в боевых действиях против России. Пресс-секретарь МИД Таджикистана Шохин Самади заметил, что «это утверждение российского должностного лица не имеет под собой никаких оснований» и призвал удержаться от непроверенных заявлений, «способных ввести общество в заблуждение».
С другой стороны, российской власти, не справившейся с предотвращением теракта, значительно легче переложить вину не на силовиков, а на мигрантов, которые и без того страдают от дискриминации со стороны как правоохранительных органов, так и обычных россиян.
События в «Крокусе» еще больше усложнили их пребывание на территории РФ. Сейчас МВД и другие министерства внесли предложения по усилению миграционного законодательства, а в Госдуме в который раз заговорили об отмене безвизовых поездок для граждан Центральной Азии. Что касается последнего, вряд ли это предложение будет реализовано. Прежде всего потому, что после начала полномасштабного вторжения Россия нуждается во внешнеполитической поддержке стран региона и серьезно полагается на экономические отношения с ними.
Российское экономическое присутствие в регионе значительно усилилось, в частности из-за релокации бизнеса и российских инвестиций в стратегические сферы; регион стал «задним двором» для обхода санкций и путем выхода на другие азиатские рынки, в частности со своими энергоресурсами, с использованием инфраструктуры Центральной Азии. Это дает центральноазиатским государствам намного больше рычагов влияния, хотя в то же время и оставляет Россию важным игроком в регионе.
Более того, Россия и дальше является гарантом безопасности в регионе — через структуру ОДКБ и на двустороннем уровне. И, очевидно, чтобы после провала российских спецслужб в «Крокусе» продемонстрировать, что ситуация под контролем, Таджикистан и РФ провели двусторонние военные учения с уничтожения террористов во время прикрытия госграницы.
С учетом этих факторов события вокруг «Крокуса» мало повлияют на межгосударственные отношения и не подорвут их, — правительства центральноазиатских стран боятся портить отношения с РФ. Впрочем, далеко идущие последствия у них будут.
Во-первых, сфокусированная на войне Россия не в состоянии уделять достаточное внимание борьбе с терроризмом. Это касается как ее собственной территории, так и государств, для которых она выступает гарантом безопасности. В Центральной Азии уже чувствуют недостаток этого внимания и пытаются искать взаимодействие с другими государствами, в частности Китаем.
Во-вторых, рост нетерпимости и легализация насилия в российском обществе могут привести к межнациональным и межэтническим конфликтам внутри страны и подорвать стабильность самой РФ, а это несет риски и для Центральной Азии.
В-третьих, Россия не может удовлетворить экономические потребности и потребности в сфере безопасности в регионе на том уровне, в котором он нуждается. Постепенно это будет приводить к потере позиций в пользу других игроков.
Вместе с тем мигранты остаются слабым звеном центральноазиатских государств в отношениях с РФ, на которую они не могут серьезно повлиять. Правительства государств, за исключением Казахстана, сейчас не в состоянии трудоустроить и обеспечить надлежащий социально-экономический уровень большому количеству молодого трудоспособного населения (средний возраст населения Центральной Азии — до 30 лет), и поэтому не заинтересованы в возвращении мигрантов домой, поскольку это несет угрозу социальных взрывов.
Для самих мигрантов Россия так и остается главным направлением. Рынок РФ нуждается в большом количестве неквалифицированных рабочих, хорошо знаком через исторически сформированные межгосударственные связи и большое количество соотечественников там, а также, как это ни удивительно, коррумпированность силовых органов дает возможность обходить ими же установленные правила.
В краткосрочной перспективе эту ситуацию трудно изменить, хотя появление запроса на рабочие руки в других странах и регионах, в частности на Ближнем Востоке, в Южной Корее, Турции, ЕС, уже сейчас создает альтернативу РФ, а в перспективе может помочь избавиться от зависимости от нее. Ведь даже если репрессии правоохранительных органов со временем ослабнут, это не изменит общую ситуацию: ксенофобия и ненависть очень крепко укоренились в российском обществе, а это не несет ничего хорошего для граждан Центральной Азии.