Редко когда день проходит без упоминаний о "пропаганде". Недавно посол Германии в Великобритании сказал, что сожалеет о том, что было "так много пропаганды в СМИ" во время референдума о Brexit. Турецкие чиновники на этой неделе бросили 300 человек в тюрьму за "пропаганду". Reuters сообщил, что "Twitter собирается сообщить некоторым пользователям, что они стали жертвами российской пропаганды во время выборов в 3 в 2016 году". Но как обнаружить эту пропаганду?
Об этом на страницах The Guardian пишет Натали Ноугейрид, которая вспоминает недавнюю встречу в Оксфорде с группой молодых российских журналистов и активистов. Британскую журналистку удивило то, что молодые россияне, которые приехали даже из отдаленных уголков Сибири, оказались более устойчивыми к пропаганде, чем ожидалось.
"Мы привыкли к пропаганде. Мы просто стараемся жить отдельно от нее", - сказал один из российских участников встречи.
Обозреватель допускает, что, вероятно, это был особый случай хорошо образованных людей, которые сейчас в России в меньшинстве. Но интересным фактором устойчивости молодых россиян к государственной пропаганды стала их способность обнаруживать ее.
"Возможно, те в Европе и США, кто волнуется из-за российского вмешательства и дезинформации, могут вынести определенные уроки. Возможно существует противоядие для пропаганды, которое выходит за пределы необходимости проверять на надежность все источники новостей. Граждане, которые живут в авторитарном, наполненном дезинформацией пространстве, ежедневно имеют дело с пропагандой в такой способ, который западные люди даже не представляют себе, потому что живут за пределами такой среды", - говорится в статье.
Большинство склонно сосредотачиваться на том, как дезинформация распространяется в обществе: с помощью ботов, троллей, сложной технологии "фейковых новостей". При этом мало внимания уделяется самим составляющим пропаганды, ее инградиентам, которые играют на эмоциях и влияют на ход мышления.
"Если научиться отбрасывать эти ингридиенты, можно стать менее уязвимым к ним", - пишет Ноугейрид.
В конце 30-х годов прошлого века американский профессор Клайд Миллер из Колумбийского университета составил список признаков, которые определяют пропаганду. Автор замечает, что во время встречи в Оксфорде российская молодежь легко обнаруживала эти признаки в сообщениях российских СМИ.
"Слушая их, я подумала: нам нужно научить этому нашу молодежь в демократических обществах. Развитие устойчивости к пропаганде не может происходить только с помощью ее осуждения, создания механизмов проверки фактов или сайтов, которые разоблачают "пост-правду". Хотя все эти усилия полезны и важны", - говорится в статье.
Но способность быстро выявлять составляющие пропаганды позволяет сопротивляться ей еще до того, как она будет иметь хоть какое-то влияние.
Прежде всего, существует пропаганда "ярлыков", которая систематически называет "фашистским", "коммунистическим", "террористическим" все, что хочет осудить без каких-либо доказательств. Потом, существует прием "блестящего обобщения". Такая пропаганда пытается ассоциировать себя с положительными идеалами, хотя доказательства свидетельствуют о ее противоположной сути. Принцим в том, что если кто-то будет притворяться добродетелем, то большинство ему поверит.
Также существует прием "переноса". Пропаганда смешивает вещи, которые люди уважают, с тем, что она хочет, чтобы они приняли. К примеру, в России постоянно для этого используют историю о "Великой отечественной войне" и князе Владимире Великом. Также пропаганда пользуется механизмом "одобрения". То есть она стремится подкрепить свое утверждение за счет поддержки выдающихся людей или "полезных идиотов", рассчитывая, что люди прислушиваются к лидерам мнений.
Принимая на вооружение риторику о "простых людях", пропаганда стремится звучать, как нечто близкое каждому. Здесь можно применять вульгарную лексику или риторику, нацеленную против истеблишмента. Задача пропагандиста доказать, что он "один из нас". Также дезинформация использует метод "тасовка карт", то есть выбирает только те факты, которые соответствуют ее утверждению. Она также пытается убедить людей, что все думают определенным образом и выделяться не стоит.
Ко всем этим инструментам можно добавить еще прием, когда пропагандисты пытаются приуменьшить преступления, к примеру бомбардировки мирных жителей в Алеппо, указывая на то, что другие делали где-то в другом месте, например в американская армия в Ираке. Все эти приемы подпитывают растерянность и равнодушие.
Ранее сообщалось, что в Европарламенте выступают за усиление противодействия ЕС российской пропаганде. В частности, предлагается пересмотреть аудиовизуальную директиву ЕС для внедрения нулевой толерантности к разжиганию ненависти и вражды.
Также в ЕС запустили сайт euvsdisinfo.eu для борьбы с дезинформацией со стороны Российской Федерации. В сопроводительной информации сайта сказано о том, что он создан в рамках кампании "направленной на улучшение прогнозирования, рассмотрения и реагирования на прокремлевскую дезинформацию".
Проект осуществлен по программе "ЕС против дезинформации" и доступен сразу на трех языках: русском, немецком и английском.
Также сообщалось о том, что ЕС увеличивает помощь Украине в борьбе с российской пропагандой. В частности, Еврокомиссия увеличивает финансовую поддержку в этом вопросе.