На чем играет президент России Владимир Путин? 15 января президент России застал врасплох наблюдателей за Кремлем. В своей речи о положении дел он объявил о радикальном пересмотре российской конституции и референдуме по предложенным (пока очень неясным) условиям. За этой бомбой сразу последовала другая. Премьер-министр Дмитрий Медведев подал в отставку вместе со всем правительством. Журнал The Economist пишет, что причины увольнения и замены Медведева малоизвестным технократом оставались загадкой.
Журнал предлагает начать с простого факта, чтобы это понять. За последние 20 лет путинский режим убил слишком много людей и присвоил слишком много миллиардов, чтобы убедить его в добровольном отказе от эффективной власти. По действующей конституции он не может снова баллотироваться на пост президента, после того, как срок его полномочий истечет в 2024 году. Поэтому каждый предполагал, что так или иначе Путин будет придерживаться правил, чтобы оставаться в главном кресле. Первые два срока полномочий Путина на президентском посту длились с 2000 по 2008 год. Ограниченный сроком полномочий, он стал премьер-министром на четыре года, в течение которых Медведев занимал пост явно кастрированного президента. В 2012 году Путин вернулся на неожиданно обновленный пост президента и был переизбран на второй срок в 2018 году.
Мы до сих пор не знаем ответа. Ясно, что одним из вариантов является возвращение Путина на пост премьер-министра. Аргументом в пользу является заявление о том, что новые договоренности, сделают эту должность более важной. С полномочиями назначать кабинет (при условии подтверждения парламентом, который контролирует путинская партия "Единая Россия"). Другой, и более вероятный, вариант заключается в том, что Путин будет стремиться сохранить свою власть, продолжая возглавлять мощный орган под названием Государственный совет. Путин уже сказал, что органу следует предоставить больше полномочий для управления страной.
На самом деле детали не имеют большого значения.
Успехи Путина на выборах во многом обусловлены многолетним экономическим ростом и популярности его восстановления империи советской эпохи. Но, возможно, этот успех в еще большей степени обязан государственному контролю над телевидением, запрету баллотироваться кандидатам от оппозиции, кооптации прирученных оппозиционных партий, а также арестам и запугиваниям. Убийство политических оппонентов никоим образом не способствует подлинной конкуренции за власть.
Независимо от того, является ли Путин президентом, премьер-министром, главой Государственного совета или почетным председателем Национальной ассоциации мостов (должность, через которую Дэн Сяопин правил Китаем много лет после ухода с более престижных должностей), имеет гораздо меньшее значение, чем это было бы в условиях реальной демократии. Никто не знает, какой будет окончательная форма новой конституции. Путин, как многие деспоты, может решить, что новая конституция означает восстановление существующих сроков. Или, как Си Цзиньпин сделал в Китае в 2018 году – просто полностью отказаться от сроков. Си даже не удосужился провести референдум, продвигая изменения, которые позволили ему бессрочно править Китаем. Другая модель предлагается Казахстаном, где Нурсултан Назарбаев ушел в отставку в прошлом году - только для того, чтобы оставаться лидером правящей партии и обладателем титула "Лидер нации".
Когда-то США выступили бы против такого нарушения правил. Но при Дональде Трампе это не так. Американский президент не скрывает своего восхищения сильными людьми. Также вряд ли ЕС сделает больше, чем просто заявление.
Путин напуган растущим Китаем и зависимостью России от поставок газа. Мировые автократы с интересом будут следить за событиями в Москве, чтобы узнать, сможет ли Путин предложить им полезные советы по расширению своего собственного правления.