COVID-19 нельзя увидеть человеческим глазом, но одним из наиболее заметных признаков эпидемии являются люди в масках. После нескольких недель противоречивых правительственных протоколов по ношению масок Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) США в начале апреля рекомендовал людям носить нехирургические тканевые маски в общественных местах. В некоторых городах, например в техасском Ларедо, штрафуют даже тех, кто заходит в магазин или общественный транспорт без маски, пишет консультантка по дошкольному образованию Рэйчел Кац и научный сотрудник Центра всеобщего образования Хелен Шве Хадани для аналитического центра Brookings.
Они говорят, поскольку больше и больше людей закрывают свои лица на публике, прочитать человеческие эмоции становится все сложнее. Хотя это может не создавать проблем для взрослых, маленькие дети ищут эмоциональные сигналы от воспитателей, чтобы интерпретировать новые или потенциально угрожающие ситуации, предупреждают экспертки. То есть дети полагаются на выражение лица своего воспитателя и тон голоса, чтобы регулировать свою реакцию на людей и новые для них ситуации. Развитие такого эмоционального общения называется "социальной привязкой", оно происходит между младенчеством и ранним дошкольным возрастом.
Как психологи изучают социальные навыки
Экспертки предлагают представить следующую ситуацию: любопытна младенец Руби подползает к духовке и собирается дотронуться до нее, смотрит на свою мать и видит обеспокоенное выражение ее лица. К счастью, Руби вряд ли дотронется до духовки, потому что она обращалась к своей матери за подсказками, когда хотела прикоснуться к духовке.
Исследователи изучили социальные навыки детей, которые только начинают ползать, используя большой стол из плексигласа с клетчатым рисунком, визуально имитирующим обрыв. Его поверхность фактически не прерывается и совершенно безопасна для ползания. Ребенка кладут на одну сторону стола, а мать стоит на другой стороне с забавной игрушкой. Мать специально улыбается или делает обеспокоенное лицо. В большинстве случаев, когда дети видят улыбку, они ползают по обрыву, но если увидят испуганное лицо, предпочитают не пересекать визуальный обрыв.
Помогите детям читать эмоции за масками
Экспертки задаются вопросом, как во время пандемии мы сможем гарантировать, что дети формируют здоровые интерпретации мира, если одна из самых выразительных частей тела покрыта маской?
Рэйчел Кац боролась с этой проблемой во время эпидемии атипичной пневмонии (это еще один коронавирус) в 2003 году, когда жила в Гонконге с двумя маленькими детьми. Еще до эпидемии у ее дочери было повышенное чувство опасности незнакомца. Ее дочь сильно волновалась, когда не видела свою мать.
"По мере того, как она развивала социальные навыки, ее окружение внезапно изменилось. Почти 90 процентов лиц, которые она пыталась распознать, были скрыты за масками. Включая мое лицо", - пишет Кац.
Экспертки предлагают родителям и близким несколько игр и стратегий на время пандемии, которые могут помочь детям понять, что лицо с добрым выражением лица, все еще находится за маской:
- В знакомом месте покажите ребенку, что такое маска. Например, дома, прежде чем вывести ребенка на улицу – в мир закрытых лиц. Испытание новых вещей в комфортной и безопасной обстановке вашей семьи даст детям возможность выйти за рамки ежедневных и обычных вещей.
- Сначала покажите маску ребенку, затем наденьте ее на лицо. Объясните своему ребенку, что вы будете носить маску, когда будете на улице, где их будут носить и другие люди. Помогая вашему ребенку предвидеть будущие события, он будет чувствовать себя в безопасности и будет спокойным.
- Закрой маской рот, а и затем уберите ее, показав улыбку. Сделайте это несколько раз. Объясните своему ребенку, что вы будете улыбаться, даже если он не видит вашего лица.
- Поиграйте в "угадай выражение моего лица". Попросите ребенка следить за глазами и бровями. Постарайтесь сделать их такими же выразительными, как ваш рот (подумайте над термином "улыбающиеся глаза"). Попросите вашего ребенка угадать, как вы себя чувствуете по выражению ваших глаз и бровей. Потом можете снять маску и показать, как выражение глаз соответствует рту.
- Поговорите с ребенком через маску. Маска приглушит ваш голос, поэтому полезно настроить собственную громкость, чтобы ребенок смог вас услышать.
Если закрытие лица для предотвращения распространения заразных вирусов является новой нормой, важно помочь маленьким детям понять, как интерпретировать лица за масками. Это важно для поддержки их социально-эмоционального развития, предупреждают экспертки.