UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Европа может решить кризис, созданный верховным судом Германии? – Financial Times

Берлин, Брюссель и Франкфурт взвешивают ответ на судебное решение касательно покупки облигаций ЕЦБ.

На прошлой неделе Конституционный суд Германии потряс Европу, постановив, что правительство Германии и главные судьи ЕС не смогли должным образом проанализировать программу покупки облигаций Европейского центрального банка, пишет Financial Times.

Решение угрожает настроить Европейскую комиссию против Германии, экономически крупнейшего государства-члена ЕС. Это вызывает сомнения в отношении примата Европейского Суда над национальным законодательством. Это также рискует вбить клин между Европейским Центробанком и его крупнейшим акционером, Бундесбанком.

Высший суд Германии отклонил предыдущее решение Европейского суда в пользу ЕЦБ как "непостижимое" и "бессмысленное". Это взрывное решение открыло дверь потенциальным юридическим вызовам против ЕС со стороны других стран, таких как Польша и Венгрия, авторитарные правительства которых уже имеют проблемы в отношениях с Брюсселем.

Суд в Карлсруэ приказал правительству и парламенту Германии обеспечить, чтобы ЕЦБ предоставил "оценку пропорциональности" своей покупки облигаций, чтобы убедиться, что его "влияние на экономическую и налоговую политику" не перевешивает другие цели политики.

Наконец, немецкий суд постановил Бундесбанку, центральному банку Германии, прекратить покупать облигации и составить планы продажи бондов на более 500 миллиардов евро, которые он купил, если ЕЦБ не выполнит свои обязательства в течение трех месяцев.

Что будет делать правительство Германии?

Ангела Меркель, канцлер Германии, сказала на заседании своего Христианско-демократического союза в понедельник, что решение было "чрезвычайно значительным", но что последующее противостояние было "разрешимым". Она сказала, что конституционный суд создал "мост", попросив объяснений у ЕЦБ, добавив, что "крайне важно" сохранить независимость центрального банка. "Все стороны должны с разумом заниматься этим вопросом", - сказала она, по словам участников встречи.

Тем не менее, эксперты в правительстве и Бундестаге опасаются, что если эти два учреждения напишут в ЕЦБ с требованием оценки соразмерности, центральный банк может просто проигнорировать их, утверждая, что это не является обязательством Берлина.

Тем временем Европейская комиссия может инициировать процедуру "нарушения" против Германии. Как сказал один из чиновников Бундестага: "Мы должны избежать этого сценария любой ценой - не должно быть никакого обострения".

В то же время власти Германии должны доказать конституционному суду, что они хотя бы пытаются выполнить решение, принятое на прошлой неделе.

Дополнительная сложность заключается в том, что Берлин не может просить Бундесбанк предоставить оценку, поскольку он формально независим от бундестага и правительства. И даже если бы Бундесбанк сам обеспечил это, как он может одобрить программу покупки государственных облигаций, против которой он голосовал, когда был запущен в 2015 году?

Одно из возможных решений, по словам чиновника Бундестага, может заключаться в том, что Бундесбанк "возьмет это на себя", предоставив оценку соразмерности конституционному суду, действуя по собственной инициативе, а не по настоянию правительства или парламента.

"Это очень широкое постановление, которое дает четкие инструкции, и мы выполним эти инструкции", - заявил в понедельник официальный представитель министерства финансов Германии Деннис Колберг.

Найдет ли ЕЦБ выход из этого беспорядка?

Когда ЕЦБ был создан 22 года назад, правительство Германии настаивало на том, что независимость нового института должна быть твердо закреплена в законе. Поэтому иронично, что именно высший суд Германии сейчас подвергает эту независимость самым суровым испытаниям.

Аналитики опасаются, что решение может ограничить способность ЕЦБ предоставлять больше денежных стимулов, так как Европа сталкивается с глубочайшим послевоенным спадом.

Если Бундесбанк прекратит покупать немецкие облигации, ЕЦБ сможет подать в суд на него в Европейском суде за невыполнение решения его совета управляющих. Ожидается, что во избежание такого беспорядочного исхода ЕЦБ сделает все возможное с помощью дипломатических каналов для решения этой проблемы.

"На данный момент ЕЦБ может смягчить влияние этого решения, добавив более подробный анализ соразмерности в свои политические заявления", - сказала Катарина Пистор, профессор сравнительного права в Колумбийской юридической школе, в статье для Project Syndicate.

Тем не менее, большинство членов совета управляющих ЕЦБ полны решимости не реагировать каким-либо прямым образом на решение суда, утверждая, что это будет ущемлять независимость европейского Центробанка и подвергать его давлению со стороны других национальных судов или правительств.

Кристин Лагард, президент ЕЦБ, на прошлой неделе заняла такую ​​же твердую позицию, заявив, что Европейский Центробанк остается "неослабным" в выполнении своего мандата по обеспечению стабильности цен и подчеркивая, что он подотчетен только Европейскому суду и Европейскому парламенту.

Может ли Европейская комиссия решить проблему?

Столкнувшись с тем, что Еврокомиссия видит в этом инциденте серьезную угрозу юридическому единству ЕС, ее президент из Германии Урсула фон дер Ляйен ясно дала понять, что готова предпринять действия против Берлина, начав юридический толчок, который может закончиться в Европейском суде.

Её готовность рассматривать нарушения против Германии послала жёсткий сигнал не только одному из крупнейших государств-члену ЕС, но и другим странам, которые бросали вызов высшему суду ЕС, прежде всего Польше. "Она должна выступить против немецкого суда, но также и занять позицию с демонстрационным эффектом для других судов," сказал Дэниел Келемен, профессор Университета Рутгерса.

И все же нарушение было бы равносильно судебному иску против правительства Меркель за то, к чему оно не имело никакого отношения, а именно к решению суда. Действительно, Берлин выступил против покупки облигаций ЕЦБ в Карлсруэ в прошлом году.

Даже если Европейский суд вынесет решение в пользу Комиссии на возможном слушании о нарушении, это не отменит решения суда Карлсруэ. Берлин не имеет полномочий давать указания своим независимым судьям.

Так в чем же смысл нарушений?

Основой этого дела будет то, что чиновники в Брюсселе видят явное нарушение законодательства ЕС германским судом – а именно, его решение отменить решение Европейского суда и опровергнуть верховенство верховного суда ЕС.

Чиновники ЕС утверждают, что разбирательство о нарушении должно рассматриваться не как какое-то уголовное дело против Германии, а как многоступенчатый процесс, который предполагает интенсивный диалог между двумя сторонами еще до того, как дело попадет в суд.

Этот диалог будет нацелен на поиск конструктивных путей "приведения ситуации в порядок", сказал один из чиновников.

Эксперты по правовым вопросам говорят, что конституционный суд Германии должен в первую очередь передать проблемы, которые у него возникли с решением ЕЦБ, в суд ЕС. То, что этого не произошло, свидетельствует о срыве правового диалога между высшими национальными и общеевропейскими судами.

Наконец, если дело в конечном итоге будет передано на рассмотрение Европейского суда, то это позволит последнему сделать окончательное заявление о том, действительно ли было нарушение законодательства ЕС судом Германии.

Читайте также: ЕС должен действовать против угрозы, исходящей от немецких судов - Financial Times

Ранее, ЕС начинает новое судебное дело против Польши из-за усиления контроля над местными судами. ЕС обвиняет правящую партию Польши "Закон и справедливость" в том, что она подрывает польскую демократию путем усиления прямого государственного контроля в различных сферах жизни польского общества.

Также, ЕС обвинил Венгрию в нарушении европейских ценностей. В ЕС обеспокоены чрезвычайными полномочиями властей для борьбы с коронавирусом.