UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я кричал, задыхаясь в черном пакете, а они смеялись», — беларусский активист об избиениях и пытках

В своем последнем слове он вспомнил о всех ужасах заключения и попытке суицида

Беларуский политзаключенный Степан Латыпов, который ранее пытался убить себя шариковой ручкой, на суде в Минске рассказал в своем последнем слове о пытках, которым его подвергала милиция диктатора Александра Лукашенко во время задержания и содержания под стражей. Об этом сообщает правозащитный проект Вясна.

«15 сентября 2020 года люди в масках занесли меня в микроавтобус. Затянули руки за спиной, надели на голову мусорный пакет и повезли... на Парк дружбы народов. Потом они меня избивали, включили радио на всю громкость и начали меня бить. Никогда в жизни мне не было так страшно. Люди в масках били руками, ногами, дубинками. Все скопом и по одному. Выкручивали руки, ноги за спиной, «ласточкой», избивали кулаками и ладонями по ушам так, чтобы в голове словно взрывалась граната. Били дубинкой по ягодицам, били так, чтобы синяка не оставалось. Но опираться я не мог еще три недели. Недавно услышал такой термин «межмышечная гематома», возможно, это была она. Я кричал, задыхаясь в черном пакете, а они смеялись. Говорили: «Учим алфавит». Сейчас спрашиваем букву «Аааа» и начнем учить «Б». Говорили: «Не кричи, твоя Тихановская не услышит». Но я продолжал кричать. Я кричал и думал: очень хорошо, что взяли меня, мало кто из соседей в Беларуси выдержит это», — вспоминал политзаключенный.

Он сказал, что когда было особенно больно, он вспоминал слова матери.

«Она учила меня говорить себе: «Я маленький-маленький ежик, мне совсем не больно». И это в какое-то мгновение помогало мне. Но они [силовики] очень опытные, меня постоянно называли по имени, и у меня не получалось отключаться никак», — рассказал Латыпов.

Также он опроверг слухи, что его 51 день держали в карцере. По словам активиста — лучше бы это был карцер.

«В газете прочитал, что в СИЗО меня 51 день держали в карцере, но это не так. Я 51 день просился в карцер. Каждую утреннюю и вечернюю проверку я спрашивал, за что меня держат в таких условиях, а они отводили глаза и говорили: «Чисто по-человечески сочувствуем, но ничего не можем сделать». Просили держаться», — рассказал обвиняемый.

Рассказал он и о неудачной попытке суицида в зале суда. О своих эмоциях и причинах такого поступка. Этому поступку предварял целый этап подготовки, в котором ему помогли бывалые уголовники. И, как говорит Латыпов, никого ничего не смутило.

«Как никого не смутило и то, что всю первую половину заседания я плёл кляп, который нужен был, чтобы уйти достойно, не визжа от боли. Было больно. Безумно больно и страшно. Целью ставил перерезать хоть одну из сонных артерий. С левой стороны прорезать не удалось, но зато с правой, благодаря уклону налево, удалось разрезать... И почувствовал пальцами тепло. Даже удалось зацепить артерию, но от волнения я потянул дальше вместо того, чтобы углубляться по трахеи... Потом дёрнул за ногу конвоир, я ударился головой и упал. Было больно, страшно и очень стыдно. Очень стыдно, потому что попытка вышла неудачной», — заключил активист.

Приговор беларусу вынесут 16 августа.

Читайте также: В Беларуси сообщили о состоянии политзаключенного, который пытался перерезать себе горло во время суда

Напомним, что американский телеканал CNN опубликовал репортаж о лагере для политических заключенных режима Лукашенко в пригороде столицы Беларуси. Объект возвели возле поселка Новоколосово в часе езды от Минска.

По данным журналистов, бараки с решетками соорудили на месте ракетного хранилища времен СССР. Окна бараков со светоотражающими стеклами. На территории лагеря для политических заключенных три ряда заборов, которые подключены к электричеству. На заборах надписи: «Запретная граница, проход запрещен».