UA / RU
Поддержать ZN.ua

Израильские арабы могут стать ключом к политическим изменениям в стране – The Economist

Они недовольны и могут голосовать.

Легко найти еврейские и арабские кварталы в Рамле, одном из немногих "смешанных" городов Израиля. Еврейские дома состоят в основном из высоких, довольно новых жилых построек с аккуратными тротуарами. Арабские районы сгруппированные вокруг старого центра города. Застройка хаотичная и ветхая. Наиф Абу-Свисс, независимый городской советник, настаивает на том, что все меняется. Будучи избранным в прошлом году, он вступил в муниципальную правящую коалицию, возглавляемую мэром от правой партии "Ликуд", и был назначен ответственным за обновление частей города, говорится в статье "Арабские израильтяне или палестинцы?" в журнале The Economist.

"Я думаю, что для нас лучше, когда мэр от Ликуда", - говорит Абу-Свисс. "Он близок к правительству и получает средства для Рамле. Он не предубежден и инвестирует в планирование и обновление в арабских кварталах". Несмотря на это, советник надеется, что премьер-министр и лидер Ликуда Биньямин Нетаньяху проиграет парламентские выборы 17 сентября, уже вторые в этом году в Израиле (Нетаньяху не удалось сформировать коалицию с первой попытки). "Его нужно заменить, чтобы Израиль не был похож на диктатуру, как это происходит в арабских странах", - говорит Абу-Свисс. Арабские избиратели могут стать ключом к тому, чтобы он проиграл.

Застройщик Абу-Свисс входит в новую волну арабо-израильских политиков, выступающих за смену политической стратегии для основного меньшинства Израиля. Пятая часть граждан Израиля - арабы. У них есть право голоса на всех израильских выборах с момента основания страны в 1948 году. Но их основные партии никогда не входили в национальное коалиционное правительство. Это отчасти связано с отказом правящих партий принять их, но также отражает нежелание самих арабских политиков. Многие утверждали, что присоединение к израильскому правительству может привести к соучастию в жестоком обращении с арабами.

Однако в последние годы произошел большой сдвиг. В опросе, проведенном в марте, 87% израильских арабов заявили, что хотели бы, чтобы арабская партия присоединилась к правящей коалиции. Тот же опрос показал, что число тех, кто считал себя "арабо-израильтянами", превосходило число тех, кто предпочитал идентифицировать себя как "палестинец" или "палестино-израильтянин".

Хотя более широкий израильско-палестинский конфликт далеко не решен, палестинские граждане Израиля (в отличие от своих братьев, живущих без политических прав в условиях военной оккупации на Западном берегу), могут получить больше выгоды от интеграции. И хотя неравенство и дискриминация по-прежнему являются частью их повседневной жизни, некоторые успехи произошли. Улучшение образования и здравоохранения было драматичным. Арабские граждане практически сократили разрыв с евреями по продолжительности жизни и годам обучения, хотя они намного беднее. Израильские евреи в среднем зарабатывают на 50% больше, чем арабы. Половина арабских семей живет ниже уровня официальной черты бедности Израиля.

В 2015 году правительство "Ликуд" приняло пятилетний план потратить дополнительно 15 млрд шекелей (4,25 млрд долларов) таким образом, чтобы помочь арабам. Это предназначалось главным образом для оказания помощи местным арабским властям, которые планировали новые районы и промышленные зоны в их юрисдикции, и для улучшения образования и перспектив трудоустройства. Арабские политики сетуют, что эти проекты осуществляются слишком медленно, но признают, что деньги имеют значение.

Однако политический климат также имеет значение. "Это все равно что поесть в хорошем ресторане, где официантка говорит: "Надеюсь, ты подавился едой", - говорит член парламента Израиля араб Иссави Фрей. "Нетаньяху прав, когда говорит, что при его правительстве арабской общине было потрачено больше денег, чем когда-либо. Но это был также период максимального подстрекательства против арабских граждан". Нетаньяху периодически обвинял арабских граждан в беззаконии и нелояльности. В день выборов в 2015 году он предупредил, что "арабские избиратели массово ходят на участки". В 2018 году он протолкнул "закон о национальном государстве", объявив, что Израиль является исключительной родиной еврейского народа, и отменил статус официального языка для арабского.

Несмотря на это, Фрей, член преимущественно левой еврейской партии Мерец, настаивает на том, что "чтобы служить интересам арабского сообщества, мы должны быть в коалициях и правительстве. Я готов сесть с кем угодно, кроме откровенных расистов, чтобы добиться этого". Однако пропаганда Нетаньяху работает. Даже Бенни Ганц, лидер главной оппозиционной партии "Сине-белых" публично не говорит, что готов взять арабские партии в свою коалицию, если он победит.

"Как мы можем поддержать в качестве премьер-министра кого-то, кто даже не будет с нами разговаривать?" - спрашивает Айман Одех, самый видный политик-араб Израиля и лидер Объединенного списка четырех арабских партий. Тем не менее, в интервью менее чем за четыре недели до выборов Одех сказал, что при определенных условиях он будет готов присоединиться к правительству Ганца. "Сине-белые" стремясь не настроить против себя своих избирателей-евреев, в ответ лишь холодно вздохнули. Некоторые из более националистических арабских коллег Одеха настойчиво говорили о том, что тот говорит только от своего имени.

На первых в этом году выборах в апреле явка арабских избирателей упала до 49%. В 2015 году она составила 64%. Это было отчасти связано с ощущением среди арабов того, что их голоса не имеют никакого влияния. Отношение с арабской стороны начинает меняться. Но еврейская сторона, включая большую часть левоцентристской оппозиции, все еще не склонна принимать арабов в качестве равных граждан, резюмирует журнал.