UA / RU
Поддержать ZN.ua

Издание Dziennik Gazeta Prawna о беженцах из Украины: Давайте не упустим еще один кризис

В польском издании объяснили, какие вызовы нужно решить Польше в контексте приема украинских беженцев.

На момент написания этого текста польскую границу уже пересекло более 1,4 миллиона беженцев из Украины, пишет Dziennik Gazeta Prawna. В Польше ожидают, что к выходным это число, вероятно, приблизится к 2 миллионам. Даже если часть этих людей уедет дальше в другие западноевропейские страны, то это будет не более 20-30 процентов. Это, в свою очередь, означает, что необходимо учитывать необходимость приема более миллиона украинских граждан. 

Польский парламент работает над специальным актом о введении новых механизмов поддержки беженцев и лиц, их принимающих, но это не решит всех проблем. Поэтому вместе с группой экспертов, представляющих, в частности, Центр общественной политики Краковского экономического университета, Польская экономическая Ассоциация работают над программой государственной поддержки беженцев. Главной задачей подготавливаемой стратегии, которую называют «Инициатива новой солидарности», является реализация двух основных и равных целей: 

В противном случае в ближайшее время можно ожидать вспышки социального недовольства. 

Скоро это не закончится 

Начальный этап братского восторга, когда поляки предлагали помощь своим сестрам и братьям из Украины в духе солидарности, может скоро закончиться. Так же, как угаснет эйфория людей, которым удалось убежать от войны. По крайней мере, так говорят нам социальная психология и исследователи, занимающиеся военной миграцией, - начальная фаза энтузиазма не длится вечно, и рано или поздно мы вступим в фазу кризиса. Именно поэтому через несколько недель (а может, и раньше) произойдет изменение социальных эмоций - как со стороны поляков, так и со стороны украинцев. Следовательно, как политическое сообщество, мы должны заранее подготовиться к этому и разработать методы перехода от фазы кризиса к фазе стабилизации и нормализации. 

Из-за масштаба неопределенности любая стратегия, разрабатываемая сегодня, должна учитывать хотя бы несколько сценариев. На наш взгляд, можно выделить четыре основных варианта: 

  1. затяжная «маневренно-партизанская» война;
  2. оккупация русскими войсками Украины на восточной стороне Днепра и быстрое прекращение боевых действий; 
  3. прекращение огня и дипломатический тупик; 
  4. быстрое окончание войны за счет вывода русских войск, с относительно небольшим ущербом. 

Конечно, всем нам хотелось бы, чтобы осуществился последний сценарий, но, к сожалению, он не самый вероятный. Однако нужно быть готовым к любому варианту развития событий. В случае первого сценария следует ожидать планомерного, продолжительного притока еще сотен тысяч беженцев. Второй сценарий — разовая, но большая волна беженцев из-за Днепра. Третье – это состояние отстранения, которое, с одной стороны, замедлит темпы эмиграции, а с другой – заблокирует возможность возвращения для уже прибывших в Польшу. Только четвертый сценарий дает надежду на относительно быстрое возвращение значительной части беженцев, хотя и не сразу. Нельзя исключать и того, что Россия попытается быстро сломить украинское сопротивление  авиаударами и артиллерийским огнем, а затем война закончится политическими уступками Киева (вероятно, под сильным давлением Запада, который захочет избежать солидарной ответственности за резню гражданских лиц).  

Читайте также: WP: Беженцы от войн в Йемене, Афганистане и Сирии теперь бегут из Украины

Многие украинцы еще не скоро вернутся на родину 

Но даже при таком раскладе надо полагать, что многие украинцы еще не скоро вернутся на родину. С учетом этих сценариев наша стратегия делит вызовы и соответствующие действия на три этапа: краткий – кризис (к концу августа), средний – стабилизация (сентябрь 2022 г. – декабрь 2023 г.) и длительный – нормализация (с 2024 г.).  

В любом случае надо исходить из того, что в ближайшие месяцы нам придется иметь дело с миллионом, а то и больше, беженцев из Украины. Мы также хотели бы охладить прогнозы некоторых экспертов, которые выражают надежду на то, что приток такого количества людей с востока является шансом решить наши демографические проблемы и проблемы рынка труда. Может быть, так оно и будет, но сегодня об этом говорить рано. И самое главное, мы должны держать пальцы скрещенными, чтобы наши гости могли вернуться домой как можно скорее. Польше нужна сильная и стабильная Украина, и ее невозможно будет восстановить без предприимчивых граждан. 

Также стоит отметить, что люди, приезжающие в Польшу, представляют собой очень разнообразную группу, и предлагаемые решения должны учитывать это. Среди беженцев есть богатые и бедные. Есть члены семей украинцев, уже работающих в Польше, и люди, которые до сих пор не имели никаких связей с нашей страной. Иное положение у родственников и друзей экономических мигрантов, которые годами работают и живут на Висле, и положение тех, кто, например, работает на стройках и проживает в рабочих общежитиях. Кроме того, есть родственники и друзья украинских студентов, живущие в общежитиях или на вокзалах. Мы не можем также забывать об украинских пенсионерах и беженцах, не имеющих украинского гражданства, которым сегодня тоже нужна наша помощь. 

У этих разных групп есть одна общая черта: они не говорят по-польски. Если кто-то думает, что поляк и украинец без проблем уживутся, потому что наши языки близки друг другу, то он ошибается. Это наблюдение приводит к ценной подсказке: давайте поощрять пожилых поляков к помощи беженцам, так как они помнят русский язык, что будет полезным (особенно для контактов с украинскими пенсионерами, которые почти не говорят по-английски). 

Читайте также: Российские оккупанты стягивают силы под Мариуполь

Национальное переселение 

Прежде всего, необходимо твердо заявить, что сегодня мы имеем дело с гуманитарным кризисом. И мы не сможем с ним справиться без полноценного участия государства. Похвалы и слова высочайшей благодарности заслуживают люди, принявшие беженцев в свои семьи, но во-первых - это краткосрочное решение, а во-вторых - при таких масштабах не обойтись даже без временных лагерей. Это не обязательно должны быть лагеря, похожие на те, что мы знаем по фотографиям с Ближнего Востока.  

Скорее это будут школы, спортивные залы, стадионы или приходские дома. В течение месяца мы не найдем свободных квартир более чем миллиону беженцев, хотя у нас уже давно должна была быть готовая база свободных квартир. Местные власти давно должны были собирать информацию о местах, где могут разместиться украинцы на срок до нескольких недель. К сожалению, до сих пор нет центральной базы данных. Муниципалитеты собирают эту информацию, но в основном несогласованным образом. Нам также необходимо как можно скорее начать внутреннее переселение, даже в пределах провинций.  

Неудивительно, что беженцы предпочитают ехать в самые крупные города — там больше шансов найти работу. Однако там и больший дефицит жилья. Размещение по-прежнему возможно в провинции. Но к сожалению, до сих пор многие воеводы не предпринимают активных действий, чтобы воспользоваться этим, и без сотрудничества правительства и его администрации на местах с местными органами власти мы не в состоянии справиться с такой базовой задачей, как обеспечение наших гостей с крышей над головой. 

Кстати, стоит задуматься о наших пенсионерах, нуждающихся в уходе. Некоторые из них имеют возможность разместить беженцев, которые могли бы помогать им в быту. Украинские женщины, спасающиеся от войны, могли бы сыграть в этом процессе огромную роль. Это бы позволило разрушить пагубное мнение об одностороннем «покровительстве» беженцам.  

Необходимо подумать о том, как создать пространство для наших гостей, чтобы у них был шанс присоединиться к жизни общества, которое их приняло, и таким образом дать им ощущение, что они здесь нужны. 

Читайте также: Израиль и Украина опровергают заявления о том, что премьер Беннет советовал Зеленскому принять условия России

Граждане не заменят государство 

Вторая проблема – это вопрос питания. Это правда, что в краткосрочной перспективе на рынке не должно быть недостатка в еде, но нужно серьезно подумать, как оптимально обеспечить ею наших гостей. Денежные переводы арендодателям, которые собирается ввести правительство, — не лучшее решение. Независимо от честности польских хозяев, гораздо лучше предоставлять льготы непосредственно беженцам. Такое решение усилит их субъектность - они сами решат, как пользоваться поддержкой. Стоит подумать об оказании им помощи в виде ваучеров, которые можно использовать в коммуне, где они живут. Причина проста - таким образом можно будет избежать обвинений в том, что польское государство дает украинцам бесплатные «блага», (такие голоса уже звучат в публичном пространстве). Так или иначе, любая помощь, оказанная «в товаре», в краткосрочной перспективе вызовет напряженность между украинцами и поляками. Только в среднесрочной перспективе, если военная ситуация не позволит беженцам вернуться в страну, стоит ввести финансовые трансферты в более широких масштабах. 

То же самое касается использования государственных и социальных услуг, качество и доступность которых в нашей стране невысока. В этой ситуации предложение их беженцам вызовет споры и оправданное противодействие со стороны поляков, многомесячно стоящих в очередях на прием к врачам-специалистам или в очереди на жилье. В последние дни его предлагали украинским беженцам.  

Игнорирование этого вопроса приведет к огромной социальной напряженности, которая разрушит внутренний порядок. Они коснутся и богатых, которые сегодня не согласны финансировать общественные услуги за счет более высоких налогов. И в нынешних макроэкономических условиях мы не можем покрыть огромные расходы на содержание сотен тысяч беженцев с долгами. В отличие от 2020 года, это вызовет двузначную инфляцию. 

Читайте также: СБУ: Россия приобщает к войне даже новобранцев и "альтернативщиков"

Интеграция украинских беженцев 

В краткосрочной перспективе также необходимо обеспечить максимально быструю интеграцию украинских беженцев. Мы не знаем, как долго продлится война и скоро ли люди вернутся в свою страну. Однако мы должны быть готовы к любому сценарию. Поэтому государство должно поддерживать муниципалитеты финансово, чтобы они могли координировать такие мероприятия, как занятия для детей и взрослых, языковые курсы или помощь в трудоустройстве.  

Государственные гарантии занятости должны быть реализованы на местном уровне (например, муниципалитетами) в сочетании с расширением спектра социальных услуг, предлагаемых кооперативами. Это позволит вам откупорить поставку наиболее необходимых услуг уже сейчас. Мы также должны понимать, что только небольшая часть беженцев сможет устроиться на работу в Польше. 

Не будем обольщаться иллюзиями, что все украинские дети смогут продолжить образование в польских школах. С этой задачей малыши как-то справятся на этапе дошкольного образования (1-3 классы). С детьми дошкольного возраста и подростками будет гораздо большая проблема. Поэтому в краткосрочной перспективе мы должны в первую очередь выявить украинских учителей и возложить на них задачу воссоздания украинских школ/классов в нашей стране или, по крайней мере, проведения образовательных занятий. Если это невозможно (а во многих городах так и будет), нужно рассмотреть возможность включения пенсионеров-педагогов, знающих основы русского языка.  

Лучше делать это через «полулагерную» деятельность, чем «бросать»  детей, часто с военной травмой и отцами на фронте, в классы, где учатся только поляки, с которыми они не могут общаться.  

Наконец, в краткосрочной перспективе следует усилить Национальную инспекцию труда и создать специальные инструменты для предотвращения возможных нарушений прав работников - будь то граждане Украины или Польши. Столь большой приток потенциальных работников может усилить переговорные позиции предпринимателей, и, к сожалению, - как показывает опыт последних лет - они не всегда используют его в соответствии с человеческой порядочностью и даже законом. 

Читайте также: Великобритания упростит процесс въезда для беженцев из Украины

Немного лучшая страна 

Поэтому масштаб задач и необходимых действий в краткосрочной перспективе огромен. И это только начало. С началом нового учебного года мы вступим в стадию стабилизации. Тогда самым большим вызовом станет эффективная адаптация системы образования для приема сотен тысяч украинских детей и помощь в адаптации большого количества украинских студентов в польских вузах.  

Включение украинских детей в польскую школьную систему также высвободит трудовые ресурсы. Однако следует понимать, что этого недостаточно для всех. Поэтому государство должно создавать новые рабочие места в сфере социальных услуг, особенно в сфере ухода, где у нас огромный дефицит. Необходимо определить должности, не требующие свободного владения польским языком, и снизить требования к процессу приема на работу. 

Пандемия мало чему научила нас как страну. Давайте не позволим пропустить еще один кризис. Хотя это будет дорого нам всем стоить, это возможность его преодолеть.