UA / RU
Поддержать ZN.ua

Избрание нового президента Бразилии радикально изменит политику страны – FT

Инвесторы надеются, что президент-консерватор станет катализатором экономических реформ в стране.

Ультраправого кандидата со склонностью к трамповской гиперболе, Жаира Мессиаса Болсонару, выбрали президентом Бразилии. Он утверждает, что имеет либеральные экономические убеждения. Его избрание знаменует собой радикальные перемены для страны и всего континента, и является окончательным отрывом от левой политики, господствующей в Бразилии в течение более десяти лет, пишет Financial Times.

Сторонники Болсонару считают его мессией, призванным вывести Бразилию из стагнации и преступности. Для критиков он - фашист. Впрочем, для большинства бразильцев смутный конгрессмен оказался просто меньшим злом в избирательном бюллетене. На протяжении более десяти лет "Партия трудящихся" была у власти. За это время Бразилия пережила худшую в истории рецессию, а также крупнейший коррупционный скандал. В связи с этим правящая партия не могла быть переизбрана. Настало время перемен.

Какие изменения Болсонару привнесет в восьмую по величине экономику мира? Бразилия, безусловно, нуждается в реформе, и ее экономика нуждается в либерализации. Однако осуществит ли новоизбранный президент такие перемены остается загадкой, поскольку он мало рассказывал о своих планах.

Рынки имеют свое мнение. Они ожидают, что бывший капитан армии выйдет за пределы платформы закона и порядка, чтобы радикально перестроить раздутое состояние Бразилии. Это больше, чем принятие желаемого за действительное. Предыдущая администрация подготовила для этого почву в Конгрессе, так что крайне необходимая, но непопулярная пенсионная реформа имеет хорошие шансы пройти, когда Болсонару вступит в должность 1 января. Бразилия также пребывает на пороге циклического подъема, поэтому улучшающаяся экономика может купить политическое пространство для проведения реформ.

Важно, что Болсонару, который признаёт, что не обладает обширными знаниями в экономике, выдвинул Пауло Гуэдеса на пост министра финансов. Доктор экономических наук Чикагского университета и финансист возлагает большие надежды на то, что Бразилия сейчас находится на грани цикла реформ, приватизации и экономического роста.

Стоит отметить, что Гуэдес не имеет никакого государственного опыта, поэтому, как долго он будет следовать намеченному курсу, это открытый вопрос. То же самое можно сказать и о недавнем обращении Болсонару к либерализму. Наконец, новоизбранный президент не имеет опыта в исполнительной власти, поэтому, насколько хорошо он сможет управлять Конгрессом, неясно. Что происходит, когда бывший армейский офицер с автократическими тенденциями не справляется?

Это вызывает наибольшую обеспокоенность относительно Болсонару: угрожает ли он демократии. Однако институциональную силу Бразилии нельзя недооценивать. Стоит вспомнить дело Lava Jato. Перенося это на реалии США, это как если бы главы Палаты представителей и Сената были признаны виновными в коррупции, бывший президент посажен в тюрьму, произошел импичмент, в то время как нынешнему президенту было выдвинуто уголовное обвинение, и все это из-за независимого расследования ФБР.

Обеспокоенность по поводу пригодности Больсонару на пост президента понятна. Во время избирательной кампании он высказывал возмутительные комментарии, даже восхваляя диктатуру. Сторонники должны видеть неизбежную критику, которая является неотъемлемой частью демократии, а не личный или коммунистический заговор. Критики, между тем, смогли признать, что после 30 лет демократии Чили и Аргентина также отступили от левых, не прививая фашистские взгляды.

Однако бремя ответственности за успокоения нервов после ядовитой кампании лежит на Болсонару. Свобода выражения мнений, верховенство права и разделение властей играют центральную роль в экономическом либерализме, который он, по его словам, поддерживает. Теперь Болсонару должен доказать свою веру в эти ценности.