UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-за санкций Запада Россия выделила $12 миллиардов для поддержки авиационного сектора — Reuters

Однако потеря иностранных запчастей и услуг по техническому обслуживанию вызывает беспокойство в отношении безопасности полетов.

Россия выделила более 12 миллиардов долларов в виде государственных субсидий и кредитов, чтобы удержать свой авиационный сектор "на плаву" после того, как западные санкции перекрыли поставки ключевых деталей и услуги по техническому обслуживанию, свидетельствует анализ Reuters.

Читайте также: В РФ в Алтае упал вертолет Ми-8

На фоне зависимости от самолетов иностранного производства, Россия стоит перед непростой задачей развивать свою авиационную промышленность только за счет отечественного комплектования, одновременно покупая самолеты у иностранных лизингодателей во избежание конфискации большей части своего авиапарка.

Западные авиастроительные компании Airbus и Boeing прекратили предоставление услуг и поставку запчастей в РФ в марте 2022 года, а также отказались от регулярного технического обслуживания флагманского авиаперевозчика "Аэрофлот" и других российских авиакомпаний.

С тех пор Россия потратила 1,09 триллиона рублей (12,07 миллиарда долларов) на поддержку отрасли гражданской авиации, включая производство самолетов и финансовую помощь авиакомпаниям, показывают подсчеты Reuters на основе данных Министерства финансов и Счетной палаты РФ.

Расходы почти вдвое превышают 547 миллиардов рублей выплат в 2020-2021 годах, когда пандемия COVID-19 повлекла за собой резкое сокращение авиаперевозок, и подчеркивают масштаб усилий Кремля, направленных на то, чтобы держать контроль над критически важной отраслью.

"Наш авиапарк очень перегружен самолетами иностранного производства. Мы планируем к 2030 году производить более тысячи самолетов, наших собственных самолетов. Нужно работать", – заявил на прошлой неделе президент РФ Владимир Путин.

По данным швейцарской службы сбора информации об авиаперевозчиках CH-AVIATION, российские авиакомпании в настоящее время эксплуатируют 991 самолет, из них 405 – российского производства.

Читайте также: В Калининградской области упал Су-30. Экипаж не выжил

Но только 133 из них – это самолеты Superjet, произведенные государственной компанией РФ "Объединенная авиастроительная корпорация". Другие самолеты российского производства - "Туполев", "Яковлев" и "Ильюшин", редко используются для коммерческих полетов.

Поддержка авиастроения, ключевой отрасли промышленности будет продолжаться в течение следующих лет, заявило Министерство промышленности и торговли РФ.

"Основной упор делается на поддержке продаж, расширении производственных мощностей и создании системы послепродажного обслуживания", - сказали в Министерстве.

Россия погрузилась в резервные фонды, потратив 110 миллиардов рублей в 2022 году на компенсацию авиакомпаниям потерь от резкого роста стоимости авиационного топлива.

В этом году Фонд национального благосостояния РФ играл большую роль в финансировании: в 2023 году Москва привлекла около 400 миллиардов рублей на авиационные расходы.

Масштаб затрат в 2022-2023 годах эквивалентен несколько меньше 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта (ВВП) на 2023 год. В 2022-2023 годах Россия дополнительно потратит 2,3 триллиона рублей на развитие транспорта за пределами авиационного сектора.

Внутренние пассажирские авиаперевозки в стране начали возобновляться в конце 2022 года, поскольку авиакомпании нашли способы получать запчасти через введенную правительством схему "серого импорта".

Москва поспешно локализовала регистрацию своего флота и использовала средства Фонда национального благосостояния для выкупа самолетов у иностранных лизингодателей во избежание риска их конфискации во время полетов за границу.

В правительственном документе, где изложены стратегические планы расходов на авиацию, с которым ознакомилось агентство Reuters минувшей осенью, говорится, что России придется потратить по меньшей мере 711 миллиардов рублей на "достижение технологической независимости от иностранных поставщиков".

Западные авиационные аналитики говорят, что инвестиции в лучшем случае позволят РФ поддерживать авиасектор в рабочем состоянии, но сомневаются, что ее самолеты вернутся на западные рынки в ближайшее время, даже если война против Украины закончится. В частности, они указывают на расходы и бюрократию, связанную с восстановлением флота с чистой и прослеживаемой историей безопасности и одобренными деталями.

Читайте также: В России упал очередной самолет: один из членов экипажа погиб

Надежность авиационной отрасли особенно важна для России как для перевозки людей и транспортировки товаров через территорию страны, так и для укрепления нарратива Москвы о том, что санкции оказали лишь минимальное влияние. Учитывая, что через три месяца россияне пойдут на выборы, крах авиасектора может повлечь за собой репутационное и электоральное давление на Путина, который снова баллотируется на пост президента.

Российские авиакомпании сохранили свой парк западных самолетов, частично благодаря импорту запчастей через третьи страны без согласия производителей – преимущественно Airbus и Boeing.

Количество пассажиров растет, но все еще отстает от уровня до пандемии COVID-19. Между тем, потеря иностранных запчастей и услуг по техническому обслуживанию вызывает беспокойство по поводу безопасности полетов. Некоторые авиакомпании разобрали самолеты на запчасти.

Читайте также: В РФ разбился очередной самолет, на этот раз бомбардировщик Су-24М

Сообщалось, что с сентября по декабрь 2023 года в России произошло 60 инцидентов: вынужденных посадок, возгорания двигателей и других технических проблем, заставивших авиаторов отказаться от намеченных маршрутов.

Количество неисправностей российских самолетов утроилось за год, поскольку западные санкции оказывают негативное влияние на российскую авиационную отрасль.