Испания переживает кризис, а ее премьер-министр, похоже, отрицает это. Еще до референдума о независимости Каталонии, который прошел в воскресенье, было понятно, что у страны серьезные проблемы.
Но ни те, кто организовал его, ни те, кто выступал против, не могли предсказать события, которые произошли на избирательных участках. Полиция в полном обмундировании била мирных демонстрантов дубинками, таскала избирателей за волосы и сбрасывала их со ступеней, стреляла резиновыми пулями в толпу, пытаясь ее разогнать. Испанские полицейские даже дрались с каталонскими коллегами и пожарными.
Об этом в редакционной статье пишет британское издание The Guardian. В узком смысле, результатом этих событий стали сотни пострадавших людей, о чем сказали в Барселоне, а также 11 раненых полицейских, как сообщила центральная испанская власть. В широком же смысле результатом стал шок, который вышел за пределы Каталонии и Испании. Многих каталонцев, которые безразлично относились или выступали против сепаратизма, теперь бросили в жерло кризиса. Теперь звучит вопрос: кто захочет жить в стране, которая ведет себя так жестоко?
Но реакция премьер-министра Мариано Рахоя на события была простой. В своем обращении к народу он сказал: не было никакого референдума и проблем, а полиция действовала "твердо и уравновешенно". Ответственность за все, что произошло, возложена на правительство Каталонии. Испания расплачивается за желание Рахоя остановить незаконное голосование любыми методами и ценой. Его последние комментарии, скорее всего, еще больше разожгут проблему.
Издание отмечает, что успех каталонских националистов много чем обязан Рахою. Испанский финансовый кризис усилил популярность движения за независимость, поскольку многие в зажиточном регионе ощущали, что платят больше, чем было бы справедливо. Но изменение общественных настроений в Каталонии закрепилась тогда, когда Конституционный суд отменил устав, который предоставлял автономному региону широкие полномочия. И это произошло после того, как документ поставила под сомнение "Народная партия" Рахоя.
Издание отмечает, что каталонские националисты имели очень незначительное преимущество в парламенте, которая позволила им принять референдум о независимости. Большинство каталонцев не собиралась на нем голосовать. Испанский суд признал референдум незаконным и неконституционным. Но правительство Рахоя повел себя жестко, изымая бюллетени, арестовывая каталонских чиновников и конфискуя урны для голосования.
О чем бы не заявляли в Барселоне, результаты голосования - не законны и даже морально ни к чему не обязывают. Они не представляют истинных желаний каталонцев. Голосование было очень сомнительным, а результат - бессмысленным. То, что лидер лейбористов Британии Джереми Корбин и бельгийский премьер-министр Ги Верхофстадт осудили насилие в Каталонии, поможет националистам говорить об авторитаризме Мадрида и подавлении воли каталонцев.
Лидер Каталонии Карлес Пучдемонт был прав, когда сказал, что испанское государство "проиграло больше, чем у него было". Но его утверждение, что Каталония победила, в лучшем случае полуправда. Большинство каталонцев, по мнению издания, хотели бы остаться в объединенной Испании. С ними плохо обошелся как Мадрид, так и сторонники движения за независимось. Верхофстадт призвал к деэскалации и начале переговоров, в которых бы приняли участие все стороны включая каталонскою оппозицию. Кроме того, он подчеркнул необходимость уважать нынешний конституционных и законный порядок в Испании. По мнению The Guardian, бельгийский премьер прав. Поиски выхода из этого хаоса требуют желания слушать, особенно мнение каталонцев.
Ранее сообщалось, что полиция применила резиновые пули для разгона демонстрации сторонников референдума в Барселоне, а общее количество пострадавших во время стычек с полицией, по данным каталонских властей, достигло 761 человек. В Мадриде информацию о сотнях травмированных граждан не подтверждают. В правительстве заявили, что от действий участников акций протеста пострадали 12 полицейских.
Центральные власти Испании считают референдум о независимости Каталонии незаконным, его проведение запретил Конституционный суд Испании. Ранее полиция пыталась помешать его проведению, изымая бюллетени и конверты для голосования.
Тем не менее, утром 1 октября тысячи людей начали собираться возле избирательных участков, чтобы проголосовать на референдуме. Многие из них заблокировали двери избирательных участков, чтобы помешать возможным попыткам полиции проникнуть внутрь и сорвать проведение референдума.
Независимость поддержали 90% проголосовавших на референдуме о самоопределении Каталонии, сообщили власти автономии.