Для Дональда Трампа пост президента стал способом обогатиться самому, озолотить свою семью и даже преумножить состояние некоторых своих друзей, в частности Стива Уиткоффа — главного переговорщика с Россией. Для президента США золотой жилой оказалась криптовалюта — виртуальная валюта, основанная на технологии блокчейн и неконтролируемая центральными банками или государствами.
Еще не так давно Трамп называл криптовалюту «фейком» и жульничеством — и дело было не только в том, что он старый человек и не понимает блокчейн и все, что с этим связано. До сегодняшнего дня американский доллар доминирует на денежном рынке и защита его от посягательств других валют — нормальная позиция президента страны. Но незадолго до выборов Трамп изменил свое мнение и поклялся превратить США в мировую столицу криптовалют, а самому стать «крипто-президентом».
Интересует криптовалюта и Путина. На растущий интерес РФ к криптовалюте указывает организованная в Москве (23–24 апреля) международная конференция Blockchain Forum, собравшая более 15 тысяч участников.
Заявленные Global Blockchain Forum 2025 намерения — «укрепление связей между Россией и мировым криптосообществом» и «превращение России в ведущий центр инноваций в области блокчейна и криптовалют».
Конференция, на которой присутствовали представители Госдумы, Минфина и банковского сектора, прошла с размахом и помпой: кроме докладов и речей для развлечения участников был организован бал с концертом, куда были приглашены «звезды» российской эстрады. Кроме того, как сообщает Крипто, в Москве было запланировано больше 100 дополнительных мероприятий, и каждый участник, если ему не понравилось пение Тимоти, смог найти то, что ему было по вкусу — выставки, фудкорты и «лаунж-зоны для нетворкинга».
Можно, конечно, допустить, что между Трампом и Путиным существует определенное соперничество в сфере криптовалют. Однако более вероятным кажется предположение, что Трамп, Уиткофф и Путин, напротив, могут быть объединены не только общими интересами в криптовалютной сфере, но и потенциальными неофициальными договоренностями, в которых значимую роль могли бы сыграть сделки вне рамок официальных каналов.
Уже в первые месяцы президентства стало ясно: Трамп готов сотрудничать в бизнесе и личных интересах с кем угодно — вне зависимости от этики и политических последствий. Причем нарушать нормы он начал, еще не вступив в должность президента.
Согласно новому исследованию группы State Democracy Defenders Action, за последние шесть месяцев предприятие президента Трампа в сфере криптовалюты увеличило состояние его семьи на миллиарды.
Еще до инаугурации Трамп и его жена запустили мем-монеты — $TRUMP и $MELANIA. В считаные дни их состояние выросло на десятки миллиардов долларов. Но криптовалюта нестабильна: после вступления в должность монеты начали резко терять в цене. Тогда Трамп нашел новый способ монетизировать президентство — в конце мая он пригласил 220 крупнейших держателей токена на «интимный частный ужин» с президентом. Гостям пообещали уникальную возможность «услышать из первых уст о будущем криптовалюты» и «вечер, который вы никогда не забудете». После того, как предложение ужина было опубликовано на веб-сайте мем-монеты $TRUMP, стоимость монеты выросла на 58%.
Американцы все еще не привыкли к тому, что президент решает личные финансовые вопросы, не покидая пост главы государства. Критики главы государства, такие как, например ветеран исследования коррупции Сузан Глассер, осторожно намекали в прессе: и мем-коины, и сам ужин можно рассматривать как форму криптокоррупции, где влияние инвесторов может привести к конфликту между интересами страны и интересами Трампа. Однако дальше дело не пошло: к тому времени администрация уже уволила больше десятка генеральных инспекторов, отвечавших за борьбу с коррупцией и злоупотреблениями во власти.
Тем временем тревожных сигналов все больше: дело уже не только в личном обогащении семьи Трампа, но и в том, как оно может повлиять на внешнюю политику США, и даже на глобальную стабильность.
В октябре 2024 года девелопер Стив Уиткофф вместе с сыновьями запустил криптоплатформу World Liberty Financial (WLF). Однако внизу сайта мелким шрифтом указано: 60% акций принадлежат структуре, связанной с Трампом и его семьей. Видимо, Уиткоффы не торопились афишировать, кто их настоящий партнер.
Согласно открытым данным, WLF контролирует 22,5 млрд токенов $WLF и получает 75% прибыли от всех будущих продаж. Фактически именно Трамп как совладелец во многом определяет успех платформы. Так, World Liberty Financial заявляет, что привлекла более 550 млн долл. от инвесторов, купивших токен управления $WLF. Хотя большинство из них остаются неизвестны широкой публике, о некоторых из них информация имеется.
На этой неделе выяснилось, что у World Liberty Financial есть очень тесные финансовые связи с Абу-Даби. В частности, компания MGX, которой руководит член королевской семьи Абу-Даби, сделала инвестиции в размере двух миллиардов долларов в криптобиржу Binance, используя стейблкоины, номинированные в долларах США и выпущенные компанией World Liberty Financial. (Отмечу, что китайская компания Binance, хотя официально и ушла из РФ, остается значительным источником дохода. — А.Б.-К.)
Интересно, что Трамп не остался в долгу перед Абу-Даби: после поездки президента США на Ближний Восток министерство торговли США заявило о том, что две страны решили создать «Партнерство США и ОАЭ для ускорения развития искусственного интеллекта», и предоставить этой стране расширенный доступ к новейшим чипам искусственного интеллекта из США. Отмечу: предыдущая администрация опасалась, что таким образом Китай может получить доступ к этой технологии, и продажу чипов ограничивала.
Но еще более интересны отношения WLF с криптофирмой DWF Labs в Абу-Даби. Эта компания приобрела цифровые токены World Liberty Financial на сумму 25 млн долл., сообщает New York Times.
Хотя DWF Labs базируется в Абу Даби, возглавляет эту фирму российский предприниматель Андрей Грачев. Согласно его онлайн-биографии, у Грачева большой опыт в крипто-бизнесе: с 2018 года он возглавил Российский филиал криптовалютной биржи Huobi, у которой не лучшая репутация. Согласно Politico, фирма Huobi игнорировала санкции и на своих платформах позволяла трейдерам совершать транзакции с использованием дебетовых карт российских банков, включая Сбербанк. Грачев, кстати, в апреле участвовал в московском Blockchain Forum и интервью с ним как с участником форума можно увидеть на Instagram.
Знаем мы и еще об одном предпринимателе, вложившем капитал в компанию Трампа и Уиткоффа и связанном интересами с РФ, а именно о Джастине Сане, основателе Tron (цифровая платформа на основе блокчейна, где в основном размещаются развлекательные приложения. — А.Б.-К.). Он, кстати, тоже выступал на московском форуме криптовалюты в апреле.
Сан родился в Китае, имеет гражданство Гренады и был послом этой страны во Всемирной торговой организации. Джастин Сан, заявляет New York Times, приобрел токены World Liberty Financial, связанной с семьей Трампа и Уиткоффа, на сумму 75 млн долл. Кроме того, по данным Bloomberg, в кошельке под названием Sun в настоящее время хранится более 18 млн долл. в токенах $TRUMP, из которых 4,5 млн были куплены после объявления об ужине для влиятельных крипто-предпринимателей. Естественно, что Сан будет одним из гостей на этом вечере.
Нетрудно предположить, что Сан щедро финансировал WLF, потому что в это время он находился под следствием со стороны американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и вполне обоснованно надеялся, что его инвестиции окажут влияние на президента. Похоже, его расчет оказался верным: дело против него было приостановлено. Юристы федерального суда заявили, что разбирательство приостановлено в силу «интересов государства».
Однако проблемы с законом, возможно, не единственная причина, по которой Сан стремится иметь влияние на президента. С начала полномасштабного вторжения России Сан открыто поддерживал Украину и призывал жертвовать в ее пользу в криптовалюте. Однако комментарий, опубликованный 1 марта 2023 года исключительно в его китайских соцсетях, говорит об ином. В нем Сан комментирует разговор с представителем России при ВТО Дмитрием Лякишевым — и создается впечатление, что он выражает поддержку Москве и интересуется либо смягчением санкций, либо путями их обхода: «В ходе видеозвонка с послом России [Всемирной торговой организации] Дмитрием Лякишевым мы обсудили, как технологии могут быть использованы в гуманитарных целях для развития России, например, использование технологии блокчейн для помощи гражданам, не имеющим доступа к финансовой системе. Надеемся на укрепление будущего сотрудничества с Россией!»
А в апреле этого года, он открыто заявил, что «Российское сообщество является одним из важнейших участников криптовалютного сообщества».
И тут возникает вопрос: о чем может без свидетелей говорить с Путиным Стив Уиткофф, ничего не знающий об РФ, об Украине, о войне, о дипломатии, но зато отлично разбирающийся в криптовалюте и умеющий привлечь на свою платформу самых разнообразных инвесторов? И о чем может говорить с Путиным с глазу на глаз президент Трамп — человек, сделавший личное обогащение одной из ключевых целей своего правления?
Вместо ответа на эти вопросы можно процитировать слова бывшего директора по коммуникациям Белого дома Энтони Скарамуччи: «Теперь любой человек в мире может, по сути, положить деньги на банковский счет президента США всего за пару кликов, — написал он в Х после того, как Трамп запустил мем-коин. — Каждая услуга — геополитическая, корпоративная или личная — теперь продается, прямо на глазах у всех».
