Как правило, политики относятся к саммитам положительно, а публика — отрицательно. Множество многосторонних мероприятий, деклараций и заявлений дают возможность более эффективного взаимодействия, однако при этом как бы размывают суть происходящего и важность конкретного мероприятия крайне сложно оценить с точки зрения практической геополитики. С одной стороны, демонстрация коллективной воли, с другой — вполне объяснимая «сглаженность» формулировок как результат согласования позиций множества участников процесса.
По мнению ведущих мировых экспертов, майский саммит «семерки» в Хирошиме стал одним из самых значимых в истории этой группы за 40 лет ее существования. И само место проведения в период обострения угрозы ядерного терроризма и разрушения системы контроля над вооружениями, и беспрецедентное единство и открытость дискуссий в условиях новой масштабной войны в Европе, и, конечно же, круг участников с приглашением важнейших стран региона и пресловутого «глобального Юга» — все эти факторы повлияли на успех мероприятия. Личное участие президента Украины сделало этот саммит историческим.
Проведение встречи лидеров наиболее развитых государств мира в Азии при участии Индии, Индонезии, Вьетнама, Южной Кореи, Австралии и Бразилии имело безусловный подтекст демонстрации, с одной стороны, Китаю (и его младшему партнеру — России), а с другой — меньшим государствам Азии, Африки и Латинской Америки, что «глобальный Север» намерен всерьез обсуждать с развивающимися странами мировые проблемы как в экономической сфере, так и в контексте вопросов безопасности. Китай должен был бы понять, что США не находятся в одиночестве, когда речь идет о чересчур настойчивой, если не сказать агрессивной политике Пекина в отношении Тайваня, Восточно-Китайского и Южно-Китайского моря; Россия — ощутить еще более леденящий холод международной изоляции вследствие агрессии против Украины; Северная Корея — осознать решимость США, Японии и Южной Кореи купировать угрозу ядерно-ракетной программы КНДР любыми средствами. Всем остальным было предложено внимательно подумать над вопросами региональной и глобальной безопасности с учетом геополитических последствий войны России против Украины и все более углубляющегося противостояния США и КНР.
Диалог Шангри-Ла, завершившийся в Сингапуре, показал, что процесс размышлений идет полным ходом. Одна из наиболее заметных тенденций — продвижение Вашингтоном сразу нескольких региональных инициатив в сфере безопасности в дополнение к уже оформившимся мини-альянсам QUAD и AUKUS. К примеру, в Сингапуре состоялась первая встреча министров обороны США, Австралии, Японии и Филиппин, достигнута договоренность между США, Южной Кореей и Японией об обмене данными в области безопасности в реальном масштабе времени в связи с растущей угрозой со стороны КНДР. Также следует отметить, что встреча министров обороны США и КНР не состоялась (запрос США о такой встрече был отклонен китайской стороной), а министр обороны Индонезии получил отпор от Алексея Резникова и украинских экспертов в связи со странным предложением о создании между Украиной и Россией «демилитаризованной зоны» по примеру КНДР—РК и проведении референдумов на оккупированных территориях под эгидой ООН.
Участие представителей ряда стран НАТО привлекло внимание к планам Североатлантического Альянса открыть в 2024 году в Токио свое первое представительство в Азии. Япония в последние два года активно развивает отношения с НАТО (в частности, в мае с Великобританией было подписано новое стратегическое соглашение в сфере безопасности, и премьер-министр Фумио Кишида планирует поездку в Вильнюс), что вызвало резкую критику Пекина. Любопытно, что собственно решение об открытии такого офиса еще не принято — против неожиданно выступила Франция, открыто опасающаяся обострения и без того сложных отношений Европы с Китаем. Однако официальные представители КНР уже поспешили заявить, что «страны Азии против расширения НАТО», хотя ни о каком «расширении» НАТО в Азии и речи быть не может.
В целом начинает просматриваться устойчивая тенденция к формированию в Азии системы микроальянсов безопасности вместо создания глобальной структуры типа «азиатского НАТО», даже если предположить, что такие планы и были. Собственно в стратегических документах Вашингтона, касающихся политики безопасности и поддержания мира в Индо-Тихоокеанском регионе, в открытую говорится о необходимости формирования многосторонних структур безопасности вместо несколько устаревших в связи с «восхождением Китая» двусторонних договоров о гарантиях безопасности, подписанных США в прошлом веке с несколькими государствами Восточной и Юго-Восточной Азии, а также рядом островных Тихоокеанских государств. В этом контексте вполне объяснимы и такие события, как решение правительства Фиджи развивать сотрудничество в области безопасности с Новой Зеландией и Австралией, а также подписание соответствующего договора между Австралией и Вануату. Островные государства Тихого океана открыто опасаются растущих претензий Китая и вынуждены менять свою политику в пользу укрепления связей с США и союзниками Вашингтона.
Еще одним довольно любопытным событием стало решение министров обороны стран АСЕАН провести осенью совместные военно-морские учения. Этот важнейший региональный блок пытается не занимать чью-либо сторону в противостоянии великих держав, формируя собственную позицию по всем международным вопросам. К примеру, в марте страны АСЕАН возобновили переговоры с КНР о правилах мореплавания в Южно-Китайском море, хотя с учетом предыдущих провальных попыток договориться, особых надежд на успех никто не испытывает.
Любопытно, что Мьянма, которая является членом АСЕАН, к участию в совместных учениях приглашена не была. Это государство активно сотрудничает с Россией. Данные аналитиков свидетельствуют, что в последние месяцы РФ активно выкупает у Мьянмы ранее поставленные ей свои собственные компоненты вооружений, в частности для танков (покупатель — «Уралвагонзавод»). В условиях санкционной блокады РФ удается таким образом обходить запреты и обеспечивать запчасти для модернизации Т-72.
Блок АСЕАН также предпринимает меры по укреплению собственной экономической безопасности в условиях, когда Китай осуществляет давление на своих основных торговых партнеров, чтобы те отказались от проведения торговых трансакций в долларах. Малайзия и Индонезия уже запустили систему взаимных расчетов в национальных валютах, на очереди подключение к этой системе Таиланда, Сингапура, Вьетнама и Филиппин. По оценкам специалистов, страны АСЕАН тем самым делают серьезный шаг к экономической интеграции и созданию общего рынка. Как и в других подобных случаях, создание замкнутой системы расчетов в национальных валютах должно способствовать защите рынка АСЕАН от колебаний доллара. Однако статистика свидетельствует, что лишь четвертая часть (около 600 млрд долл.) общей торговли стран АСЕАН касается «внутреннего» рынка, в то время, как более 2 триллионов — осуществляется с внешним миром, где пока еще замены доллару не нашли. Тем не менее для малых и средних предприятий, ориентированных на национальные или региональные рынки, система внутренних платежей является выгодной и в целом способствует укреплению экономических позиций АСЕАН в Азии.
О ситуации в Азии в контексте мировых проблем достаточно откровенно высказался бывший премьер-министр Малайзии Мохатхир Бин Мохаммад, который выступил на форуме «Будущее Азии», прошедшем в Токио в конце мая. Он заявил, что странам Азии «не нужна война», имея в виду войну России против Украины, «Россию невозможно принудить сдаться», а поддержка конфликта приведет к ядерной эскалации и Третьей мировой войне. Поэтому Азию «нужно освободить от западного доминирования», создать «валюту Восточной Азии», чтобы избавиться от доллара, но при этом необходимо «мировое правительство», которое будет решать глобальные проблемы.
Мохатхир — авторитетный в регионе политик, возглавлявший правительство Малайзии в течение 24 лет, и к его мнению прислушиваются даже после выхода в отставку. Его выступление, как и выступление министра обороны Индонезии в Сингапуре, свидетельствует о крайне непростой геополитической ситуации в регионе, где создается половина мирового ВВП. Западные эксперты уже в открытую говорят, что в мировой системе координат формируется ряд стран, так называемых middle power, чей вес в среднесрочной перспективе будет возрастать и существенно влиять на формирование будущего мирового порядка. Среди «подрастающего поколения» будущих лидеров называют Бразилию, Индию, Индонезию, Малайзию, Южную Африку и Саудовскую Аравию. Разумеется, это тенденция сегодняшнего дня и вовсе не обязательно именно эти государства смогут достичь высшей лиги геополитики. Однако уже сегодня понятно, что в условиях продолжающейся конфронтации США и КНР, агрессии России против Украины, отношения с middle power будут важным фактором поддержки наших позиций.
А пока расходы на оборону в 2022 году возросли на 3,7%, что является самым высоким показателем с 1988 года за все время ведения подобной статистики. При этом КНР и РФ вместе потратили на оборону значительно меньше половины оборонного бюджета одних только США. В ближайшие годы ожидается резкий дальнейший рост затрат на вооружения и в число тройки лидеров обещает ворваться Япония, укрепив и без того мощный альянс США, Великобритании, Франции, Германии, Южной Кореи и Японии. Так что мы — на правильной стороне истории.
Остается дождаться, когда воды Днепра из Каховского водохранилища унесут останки наших врагов в глубины Черного моря.