Глобальное экономическое оздоровление от шока пандемии уже началось. Это восстановление обусловлено, прежде всего, началом кампаний вакцинации населения, а также совершенствованием способности сочетать экономическую деятельность с социальной дистанцией и государственной финансовой поддержкой. Однако важно не забывать об опасности пандемии, которая все еще не отступила и об уроках, которые следует усвоить, пишет Financial Times.
Ничто не может так ярко подчеркнуть необходимость глобального взаимодействия и транснациональной взаимозависимости, как пандемия. Однако, страх перед распространением коронавируса в начале пандемии, наоборот, разделил страны, а не объединил их.
Тем не менее, в последнее время мир начинает учиться бороться с коронавирусом, в основном на своих ошибках. В частности, многие страны даже несмотря на введение локдаунов пытаются минимизировать ущерб экономике, и это вызывает некоторые положительные экономические тенденции.
Недавно опубликованный промежуточный экономический прогноз ОЭСР демонстрирует явное улучшение перспектив роста на 2021 и 2022 годы. По прогнозам, глобальный объем производства в последнем квартале 2022 года будет на 2,5 процента выше, чем ожидалось. Главными причинами этого является начало кампании вакцинации и пакет финансовой поддержки США в размере 1,9 триллиона долларов, который повлиял на глобальную экономику. Прогнозируется, что за год валовой внутренний продукт США поднимется на 3,8 процентного пункта. Также прогнозируется, что последствия этой тенденции перекинутся на остальной мир, увеличив ВВП еврозоны на 0,5 процентного пункта.
Однако существуют некоторые проблемы и риски.
Во-первых, США проводят чрезвычайно смелый финансово-денежный эксперимент. Администрация президента Джо Байдена уже говорит о новом пакете расходов в размере трех миллионов долларов на инфраструктуру, переход к чистой энергии и реформы образования. Вместе эти пакеты составляют почти четверть ВВП США. Поскольку шансы на существенное увеличение налогов небольшие, значительную часть этих экономических пакетов будет финансировать Федеральный резерв.
"Это наиболее смелая фискально-макроэкономическая политика, которую мы проводили за последние 40 лет", - говорит бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс.
Администрация Байдена хочет избежать ошибок эпохи президента Барака Обамы. Но такая финансовая политика может иметь и негативные последствия. Желание идти на подобные риски вполне оправдано, однако если такой экономический стимул окажется чрезмерным, вред может быть серьезный.
Во-вторых, распределение вакцин в мире происходит неравномерно и по сравнению с масштабами распространения коронавируса, слишком медленно. Сегодня во всем мире на 100 человек приходится в среднем чуть меньше 6 доз вакцины. Среди крупных стран этот показатель составляет от 45 в Великобритании и 38 в США, до 13 в ЕС, шести в Бразилии, трех в Индии и фактически нуля в Нигерии.
Если предположить, что коллективный иммунитет требует двух доз вакцины для 75 процентов из 6 млрд взрослых людей в мире, то всего понадобится около 9 млрд доз вакцины. Поскольку на сегодня доставлено лишь около 450 млн доз, шансы на введение 9 млрд прививок до конца 2022 года выглядят не очень реалистичными. В то же время, если вирус будет продолжать неконтролируемо циркулировать, риск появления новых опасных мутаций действительно высок. Очевидно, страны должны сотрудничать над налаживанием и расширением поставок вакцины в глобальном масштабе.
В-третьих, пандемия по-разному повлияла на разные страны. Сейчас ОЭСР прогнозирует, что экономика США будет немного больше в четвертом квартале этого года, чем прогнозировалось в ноябре 2019 года. Индийская экономика, наоборот, будет на 8 процентов меньше, согласно прогнозам. Особое беспокойство вызывает рост количества людей, находящихся в условиях крайней бедности, количество которых, по оценкам Всемирного банка, в настоящее время оценивается между 119 и 124 млн.
В-четвертых, пандемия по-разному повлияла на людей в каждой стране. Жертвами социальных и экономических потерь в основном становятся дети и молодежь, люди, которые не могут работать дистанционно дома, менее квалифицированные работники, женщины с маленькими детьми и этнические меньшинства. Между тем квалифицированные профессионалы и капиталисты наоборот расширяют свои доходы. Такие социальные и экономические шрамы глубокие и требуют заживления.
В-пятых, пандемия ускорила изменения в способах работы и проживания. Для тех, кто способен работать удаленно, открылись новые возможности. Но последствия для других будут тяжелыми.
И наконец, пандемия обострила сбой в отношениях между США и Китаем. Кажется, враждебность к Китаю является едва ли не единственным пунктом, с которым администрация Дональда Трампа и команда Байдена соглашаются. Возможно, это правильная реакция на рост Китая. Но обострение отношений между такими влиятельными государствами также несет свои угрозы.
Сейчас, по статистике, COVID-19 убил 2,7 миллиона человек во всем мире в течение примерно 15 месяцев. Никто не знает, сколько людей умерло от испанского гриппа век назад. Но, по подсчетам, количество смертельных случаев составляло от 17 млн до 100 млн менее чем за два года из общей численности населения, это чуть меньше, чем четверть современного населения. Итак, сегодня смертность от коронавируса составляет не более 4 процентов смертей от пандемии испанского гриппа.
Сейчас многие могут относительно защититься от болезни, продолжая работать, что было невозможно век назад. Страны с высоким уровнем дохода могут поддерживать тех, кто потерял работу во время локдаунов. Не в последнюю очередь ученые смогли разработать вакцины с удивительной скоростью благодаря развитию науки. Все это свидетельствует о прогрессе, который люди слишком часто воспринимают просто как должное.
Современная цивилизация ценит жизнь и это правильно. Однако человечество ограничивает свой успех трудностями в сотрудничестве, даже когда от этого зависят жизненно важные интересы. Пандемия и проблема изменения климата показывают то, насколько сильно люди зависят от успешной взаимной работы над общими проблемами. Но даже несмотря на такую большую общую угрозу, международное сообщество все еще частично разделено.
Пандемия не закончится, пока вирус будет распространяться. Необходимо сотрудничать для достижения этого результата. Странам придется залечивать внутренние шрамы, но это «лечение» зависит и от решения общих транснациональных проблем. Может ли современный разделенный мир достичь этого? Если реализовать это не получится, то, вероятно, основной причиной неудачи станет то, что человечеству не хватит силы воли при наличии достаточного количества средств, резюмирует издание.
Президент США Джо Байден подписал пакет экономической помощи США на 1,9 трлн долларов. Такой «ход» Америки может ускорить относительный экономический спад Европы и Великобритании, особенно в сравнении с Китаем. В будущем Европа и США получат менее масштабную роль в мировой экономике, поскольку развивающиеся страны будут повышать свои темпы роста.