UA / RU
Поддержать ZN.ua

Германия все еще не осознала масштабы угрозы России — FT

Берлин по-прежнему недооценивает вызов Москвы.

Был ли он, как президент Франции Эммануэль Макрон, введен в заблуждение главой Кремля Владимиром Путиным? Был ли он унижен, как министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заявлением российского коллеги Сергея Лаврова? Сможет ли Путин заставить его сыграть «фальшивую роль миротворца»? Многие западные дипломаты затаили дыхание, когда новый канцлер Германии Олаф Шольц встречался с Путиным в Москве для дипломатической попытки предотвратить вторжение РФ в Украину, пишет Financial Times.

В конце концов ни один из этих трех сценариев не реализовался. На пресс-конференции после встречи тон Путина и Шольца был сдержан. Путин заявил о «геноциде» на Донбассе. Но указал, что готов говорить о контроле над вооружением и масштабах военных учений при условии, что Запад готов обсудить его «гарантии безопасности». Незадолго до прибытия самолета Шольца российское правительство объявило о «частичном выводе войск», окружающих Украину.

Шольц придерживался своей позиции. «Предотвратить военную эскалацию», сказал он, должно стать их «долгом». Он повторил угрозу губительных последствий в случае российской агрессии. Шольц перечислил обеспокоенность Запада по поводу прав человека в России и заключения лидера оппозиции Алексея Навального.

«Это проблема, с которой мы, вероятно, не столкнемся, пока находимся в должности», - ответил Шольц на вопрос заявки Украины на членство в НАТО, которую Запад отказывается отвергать, несмотря на требования Кремля.

«Я не знаю, как долго президент намерен оставаться в должности. Я чувствую, что это будет долго, но не навсегда», – добавил Шольц.

Позже в соцсетях начались дискуссии, что замечания по Украине были уступками. Возможно, это был способ уклониться от вопроса. По сути Шольц предлагает «заморозить спор»: членство Украины в НАТО не сейчас, но и не «никогда».

Однако когда последний раз Путина так «скрыто» называли диктатором и напоминали, что даже его контроль над властью через некоторое время должен прекратиться? По-видимому, Кремль недоволен тем, что человек, который так «пошутил», был канцлером Германии и социал-демократом.

Действительно, похоже, Путин совершил чудо и заставил СДПГ (Социал-демократическую партию Германии) Шольца, ранее известную благосклонным отношением к Кремлю, попытаться изменить свои взгляды на Москву.

Последней каплей стало объявление — всего за несколько дней до первой поездки Шольца в Вашингтон, о том, что бывший канцлер Германии от СДПГ Герхард Шредер войдет в наблюдательный совет контролируемого государством энергетического гиганта РФ «Газпром». Визит Шольца в США превратился в попытку «исправить ошибки».

После его возвращения в Берлин СДПГ провела экстренное заседание, чтобы согласовать более критическую позицию. Лидер «молодежной группы» СДПГ Джессика Розенталь проявила больше смелости, чем часть ее «партийных старейшин», называя Россию «агрессором», а Шредера – «представителем российских интересов».

Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер — бывший близкий соратник Шредера, в прошлом обвинявший Украину в «бряцании саблями», озвучил решительную речь после своего переизбрания на пост главы государства.

«Не недооценивайте силу демократии! Я призываю президента Путина: ослабьте петлю на шее Украины!», — предупредил он.

Сам Шольц также вынужден был частично изменить свою позицию. Рядом с президентом США Джо Байденом, он убеждал группу американских сенаторов, что будет надежным союзником. Шольц решил поехать в Киев и пообещал больше финансовой поддержки Украине, прежде чем отправиться в Москву.

Но пацифистское левое крыло СДПГ остается силой, с которой следует считаться. НАТО не фиксирует деэскалации или вывода российских войск. Дума просит Путина признать незаконные вооруженные формирования «ДНР» и «ЛНР». Москва не отказалась блокировать западный курс Украины.

На самом деле, цели Путина гораздо шире: блокирование демократических преобразований в Восточной Европе, ослабление Западной Европы и «изгнание» США из континента — масштабный вызов. Но это то, что СДПГ и Шольц все еще не осознали, резюмирует издание.

Читайте также: Что наобещал Зеленский перед поездкой Шольца к Путину? – комментарий ZN.UA

Российские войска нагромождены у границ Украины, маневры продолжаются, риск случайного начала войны высок. Российское общество, возможно, больше встревожено, чем воодушевлено государственной пропагандой войны. Тем не менее утверждать, что российское общественное мнение — именно то, что способно заставить Кремль начать деэскалацию, вряд ли приходится. Россияне боятся большой войны и опасаются, что Кремль ее начнет. Это новое обстоятельство в сравнении с 2014 годом. Но российское общественное сопротивление войне может стать существенным фактором, только если она начнется. Подробнее об отношении россиян к возможной войне читайте в статье Алексея Ижака «Боятся ли русские войны?».