Первый удар ХАМАС во время неожиданной атаки на Израиль был нанесен небольшими и относительно дешевыми беспилотниками, которые повредили и вывели из строя современные системы стоимостью от нескольких сотен тысяч до миллионов долларов. В первый раз бойцы группы применили таковой подход.
Также были использованы самодельные БПЛА, похожие на израильские Skylark, и парамоторные планеры, на которых боевики перелетели израильские заграждения на границе. Эти средства позволили ХАМАС преодолеть технологическое преимущество Израиля и застать ЦАХАЛ врасплох, - пишет израильское издание Haaretz.
На одном видео, опубликованном ХАМАСом, видно, как дрон доставляет взрывное устройство на башню системы наблюдения на пограничном заборе в Газе. Издание объясняет, что эти башни – часть системы дистанционного ведения огня, которой руководят солдаты из диспетчерского пункта. Ее назначение - предотвратить прорыв через пограничное ограждение. Через несколько минут после доставки устройства на башню раздается взрыв.
На другом видео видно, как беспилотник сбрасывает ручную гранату с высоты нескольких десятков метров и поражает израильских солдат на территории военной базы. Haaretz пишет, что с помощью БПЛА бойцы ХАМАС смогли уничтожить по меньшей мере один танк Merkava Mark IV, принадлежащий к самым современным и тяжело бронированным боевым машинам мира.
По мнению издания, это было возможно самым успешным применением беспилотников со стороны ХАМАС. На видео видно, что система активной защиты танка Trophy была активирована. Впрочем, она разработана для защиты боевой машины от противотанковых ракет, а не от сбрасываемых с БПЛА бомб.
«В 2000-х годах, когда интерес к беспилотникам, управляемым с помощью GPS, возрос, некоторые предостерегали, что вооруженные группировки превратят их в «военно-воздушные силы для бедных». Эти опасения становились все более реальными по мере того, как дроны приобретали популярность», – напоминает Haaretz.
Террористы ИГИЛ широко использовали бомбы, которые доставляли беспилотники, создавая значительную угрозу силам, воевавшим против них в Ираке и Сирии. После вторжения России в Украину обе стороны использовали небольшие дроны в качестве местной альтернативы воздушным силам в зонах с интенсивной противовоздушной обороной, применяя их как для атак, так и для наблюдения. Эти беспилотники стоят несколько сотен долларов и оснащены специально модифицированными гранатами и самодельными взрывными устройствами, которые могут уничтожать транспортные средства и даже при точном попадании бронированные машины.
«В течение последнего десятилетия мы наблюдаем изменение угроз с воздуха», – говорит старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности Лиран Антеби.
Она отметила, что тенденции, начавшиеся в странах Ближнего Востока, позже были замечены в Украине, а теперь дошли и до Газы. ЦАХАЛ использует небольшие дроны для сбора разведданных и точных атак в населённых пунктах. Но наряду со специализированными военными системами все чаще используются и готовые продукты, в частности это делают такие группы, как ХАМАС и «Исламский джихад».
В 2021 году был сбит беспилотник ХАМАС, летевший в Израиль из Сектора Газы, а в этом году ЦАХАЛ конфисковал 10 беспилотников, которые пытались провезти в Газу с израильской территории через контрольно-пропускной пункт «Эрез».
«Хезболла» также запустила несколько дронов разной степени сложности на территорию Израиля. Год назад ЦАХАЛ перехватил три самых современных БПЛА этой организации, когда они летели к газовому месторождению "Кариш". В прошлогоднем материале Haaretz подробно описано широкое использование «Хезболлой» беспилотников, подобных тем, которые использовали ХАМАС в субботу, для сбора разведданных и, при необходимости, для атак.
«Эти системы настолько просты, что даже ребенок может поразить цель. Все, что мы видели в Украине, мы увидим здесь. Эти системы просто изготовить. Все, что вам нужно – это дрон, программное обеспечение, которое вы можете скачать, взрывчатка и черная изоляционная лента», – объясняет Антеби.
Ранее она уже писала об опасности, которую представляют самодельные дроны, предупреждая, что пробелы в системах перехвата не были должным образом устранены. Она предположила, что такое упущение могло возникнуть из-за «высокого уровня успешности перехватчиков «Железного купола» в предыдущих оборонительных действиях ЦАХАЛа на юге страны».
По мнению Антеби, сосредоточенность израильской противовоздушной обороны на таких угрозах как самолеты и ракеты можно откорректировать.
«Существуют разные уровни защиты, и каждая угроза имеет свое решение. Проблема с этими крошечными дронами состоит в том, что их труднее выявить, даже используя разные технологии, потому что они медленнее, их площадь для обнаружения радарами меньше, и потому с ними труднее бороться современным системам. Но есть инструменты, которые можно применить к этим аппаратам», – сказала эксперт.
Эти технологии включают методы глушения GPS-приемников беспилотников, если они ориентируются с помощью спутниковой навигации, и средства для нарушения связи между беспилотниками и их операторами. Существуют также системы, предназначенные для сбивания БПЛА с помощью точного огня, средства радиоэлектронной борьбы и другие беспилотники (как, например, представленный в воскресенье компанией Israel Aerospace Industries).
«Однако они не всегда обеспечивают комплексное решение, как «Железный купол. Они хорошо защищают объекты или небольшие территории, но они не способны защитить большие территории или мобильные силы. То есть, если есть танк, он не защищен, если только кто-то постоянно не наблюдает за небом над ним или если на нем не установлена система управления огнем, которая может направить снаряд в точное месторасположение беспилотника», – объясняет Антеби.
Haaretz пишет, что во время атаки в выходные ХАМАС также применил беспилотники-камикадзе Zawari, названные в честь инженера Мохаммеда аз-Завари, возглавлявшего программу ХАМАС по разработке БПЛА. Его убили в Тунисе в 2016 году.
Кроме дронов в масштабной атаке ХАМАС также использовал парамоторные планеры. Это позволило террористам прорвать границу с воздуха и убить гражданских на фестивале у Реима. Антеби проводит параллели между этим элементом атаки и «Ночью планеров» 1987 года, когда террорист «Народного фронта освобождения Палестины» использовал планер, чтобы проникнуть в Израиль с юга Ливана. Тогда ему удалось убить 6 солдат Израиля.
«Это использование гражданских, готовых инструментов, переоборудованных для военных целей, инструментов, к борьбе с которыми мы менее подготовлены, которые мы менее способны идентифицировать и где наш ответ на них гораздо ниже по качеству. Угроза с воздуха изменилась. Нельзя сказать, что у нас нет технологического решения. Но нам нужно инвестировать в разработку, производство и ввод в эксплуатацию этих решений, а это относительно длительный процесс», – пояснила эксперт.