UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грузия смягчает конфликт с Россией – WSJ

Для грузин война в Украине подчеркнула тот урок, который они усвоили уже в 2008 году: в случае российского вторжения Запад не будет воевать за вас, или продавать вам оружие.

3, которая ранее проводила сугубо прозападный курс, сейчас пытается снизить градус конфронтации с Россией, пишет обозреватель Филип Шишкин в статье в The Wall Street Journal.

Алеко Григолашвили было всего 11 лет, когда он и его друг убежали из дома, чтобы присоединиться к грузинским бойцам, сражающимся с пророссийскими повстанцами в Абхазии. Его "приключение" продлилось едва ли месяц в начале 1990-х годов, Алеко вернулся к своим бабушке и дедушке, и в школу. Но это задало тон на всю жизнь - войне против России. В 2008 году Григолашвили, на то время обученный США грузинский военный, сражался с прокремлевскими сепаратистами и регулярными российскими войсками в Южной Осетии.

"Поэтому, когда Россия вторглась в Украину в прошлом году по сценарию, уже отработанного в Грузии, Григолашвили снова отправился на войну", - говорится в статье. "Он воспринимал все это, как одну войну, нашу войну", - вспоминает его жена Кристин Сванидзе. Во время разведывательного пешего патрулирования в декабре прошлого года неподалеку от города на Восточной Украине под названием Счастье, Григолашвили попал в засаду и был убит.

"Многие грузины считают Григолашвили героем, но реакция, которая иллюстрирует изменение страны в ее внешней политике – иная: министерство обороны Грузии раскритиковало его и других грузинских добровольцев за то, что они ввязались в сомнительную иностранную авантюру", - пишет автор публикации.

Маленькая страна на Кавказе в течение многих лет стойко проводит прозападный курс, который привел к вторжению русских в 2008 году. "Теперь она отходит от яростно антикремлевской линии в направлении поиска модус вивенди с Россией", - считает обозреватель.

Изменения происходят в то время, когда новая холодная война набирает силу в Европе на фоне конфликта в Украине и борьбы Запада и Москвы за сферу влияния, экономическую, политическую и военную.

Американские официальные лица говорят, что понимают балансирование Грузии. "Это правительство делает более мягкие шаги и снижает градус конфронтации в отношениях, которые ранее были с Россией", - говорит высокопоставленный американский чиновник. "В конце концов, США не заинтересованы в конфронтации между Россией и государствами на его периферии", - добавил он.

Для грузин война в Украине подчеркнула тот урок, который они усвоили уже в 2008 году: в случае российского вторжения Запад не будет воевать за вас, или продавать вам оружие.

Соображения безопасности подкрепляются и экономическими факторами. В 2013 году, после того как Москва сняла торговое эмбарго против Грузии, спрос на российском рынке начал предоставлять контраргумент для более тесной экономической интеграции с Европой. Эмбарго было наложено в качестве наказания за прозападный курс Грузии, хотя официальная причина была предполагаемые опасности для здоровья в некоторых грузинских продуктов.

"Членство в НАТО не вопрос сегодняшнего или завтрашнего дня. Зачем создавать иллюзии для людей?" – говорит спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе.

В самой Грузии отход внешней политики Тбилиси от антикремлевской риторики времен Саакашвили принимает разные формы. Новое правительство, например, выпустило из тюрьмы лиц, осужденных за шпионаж в пользу России. В то время как в Тбилиси разыгрываются шпионские игры, на холмах провинции Кахети, винодельческого района Грузии, начинает восстанавливаться российское влияние другого рода.

В 2006 году, когда Россия запретила импорт грузинского вина, начались банкротства и безработица. "Некоторые люди ругали Путина, другие - Саакашвили", - вспоминает вспоминает Георгий Дакишвили, винодел в третьем поколении. Когда Россия сняла торговое эмбарго в 2013 году, цены на виноград увеличились почти в два раза. Винодельня Дакишвили, Schuchmann Wines, начала продавать почти 40% своего товара в Россию.

Но Дакишвили беспокоится, что может произойти, если российский рынок рухнет и грузины потеряют работу. "Я думаю, что они хотят сделать нас зависимыми от России снова, чтобы иметь еще один рычаг давления на Грузию", - рассуждает он. Русский экономический спад уже повлиял на Грузию – снизились денежные переводы грузинских мигрантов, которые они отправляли из РФ домой.

В прошлом году, несмотря на возражения Кремля, Грузия подписала соглашение об ассоциации с ЕС.

Москва постоянно возражала против планов Грузии развернуть систему ПВО, чтобы предотвратить повторение вторжения 2008 года. После этой войны США и Западная Европа, не желая провоцировать Кремль, ввели фактическое эмбарго на поставки оружия Грузии. Бывший министр обороны Грузии Ираклий Аласания заявил, что в октябре прошлого года в Париже, за день до подписания меморандума о покупке системы ПВО, ему позвонил Миндия Джанелидзе, высокопоставленный грузинский чиновник, призвав его не ставить свою подпись под ним. Аласания его все равно подписал. Через несколько дней его сменил на этом посту Джанелидзе.

После отставки Аласании министерство обороны Грузии раскритиковало грузинских добровольцы, борющиеся с пророссийскими боевиками в восточной Украине. "Была некоторая паника (в Грузии), что это будет рассматриваться как начала войны Грузии против России", - сказал высокопоставленный западный чиновник.

Издание The Washington Post писало, что пока ЕС и НАТО холодны к преданной Грузии, пророссийские настроения в стране растут. Боясь провоцировать Россию, западные политики отвергают разговоры о перспективах членства Грузии в НАТО и Евросоюзе в ближайшее время. В это время Россия заполняет собой вакуум в этом регионе, наращивая присутствие: открывая российские государственные СМИ на грузинском языке и расширяя инвестиции в энергетический и другие ключевые секторы экономики Грузии.

Война в 2008 году между Грузией и Россией привела к оккупации российскими войсками Абхазии и Южной Осетии, которые впоследствии провозгласили независимость. Формально их независимость признана лишь несколькими странами в мире, включая РФ. В отличии от ситуации с аннексией Крыма, западные страны практически сразу же восстановили экономические связи с Россией, минув введение сильных экономических санкции в отношении России, что также немало разочаровало жителей Грузии.