UA / RU
Поддержать ZN.ua

Геополитические амбиции Путина разбиваются о цену на нефть и глобализацию – FT

Длительная стагнация россиян ставит под вопрос политическое будущее российского президента.

Новый обвал цен на нефть вместе с санкциями Запада, введенными за агрессию России против Украины, с новой силой душат российскую экономику. Рубль теряет свою стоимость, угрожая Москве вторым годом рецессии.

Но между ценами на энергоносители и санкциями спряталась более фундаментальная проблема. Об этом в редакционной статье пишет Financial Times. Российская модель экономического роста исчерпала себя в первое десятилетие 20-го века. Тогда повышение доходов от экспорта нефти повлекло потребительский бум и возобновило производство на старых советских мощностях.

Теперь серьезный рост стал возможным лишь при условии значительных инвестиций в новые мощности и повышение производительности. Но санкции усугубили последствия провала модернизации и реформирования системы коррумпированного государственного капитализма, который развился во времена правления Владимира Путина и уничтожил любые инвестиционные поступления.

Москва пытается выдать свою изоляцию в течение последних двух лет за возможность развить свою внутреннюю промышленность. Но даже это требует инвестиций и иностранных технологий. В тесно интегрированном мире автократия – это не выход. Российский так называемый "разворот" к Китаю не заменил капитал и технологии Запада.

Наиболее болезненная проблема для Кремля – это обвал рубля, который серьезно бьет по стандартам жизни россиян. И ни один из доступных в Москве способов для поддержки национальной валюты вряд ли можно назвать приятным. Можно потратить большую часть из 360 миллиардов долларов национального резерва, поднять процентные ставки до заоблачного уровня или ввести контроль валют. Но вряд ли российская власть согласится на что-то из этого.

Единный долгосрочный ответ на проблемы российской экономики – это всеобъемлющие структурные реформы, которые либерализируют экономику и усилят верховенство закона. Но Путин отверг все предыдущие возможности для проведения таких шагов, опасаясь, что это подорвет его контроль. Против реформ выступают его друзья, которые сильно разбогатели за время его президентства.

Если же Путин решится на реформы в ближайшее время, ему точно придется вернуть на должность премьера-министра одного из российских либералов-технократов: экс-министра финансов Алексея Кудрина или бывшего министра экономики Германа Грефа. Но не похоже, чтобы российский президент был готов устроить необходимое политическое потрясение.

Читайте также: За два года Путин существенно уменьшил территориальные претензии к Украине

Зато он, похоже, будет добиваться отмены санкций Запада. Издание пишет, что Путин занял более конструктивную позицию в отношении выполнения минских соглашений и завершения войны на Востоке Украины, чем еще год назад, назначив одного из ближайших соратников в качестве переговорщика.

В целом, следует приветствовать такие порывы. Однако ЕС и США не должны начинать "перезагрузку" отношений с Россией, как в 2008 году после войны в Грузии. Также они не должны заключать никакие "тайные" соглашения о ослабление санкций в обмен на помощь Москвы в Сирии. Никаких уступок в вопросе экономического жму до полного исполнения Минский соглашений быть не может.

Для Путина ослабления санкций может выиграть время благодаря частичному восстановлению экономического роста перед парламентскими выборами в этом году и президентскими в 2018 году. Но откладывание реформ навредит будущему России, оставив ее далеко позади развитых мировых экономик. Если стандарты жизни россиян останутся в стагнации, это может стать угрозой и для будущего Путина тоже.

Тем временем, издание Die Welt писало, что у России есть полтора года до банкротства. По словам главы инвестиционного фонда Hermitage Capital Билла Браудера, крах российской экономики произойдет через 18 месяцев, если Кремль не помирится с Западом и не добьется отмены санкций.

Бизнесмен обращает внимание на то, что из-за обвала мировых цен на нефть, которая годами оставалась главным экспортным товаром России, в государственный бюджет не поступают необходимые суммы, а в это время Москва проедает валютные резервы. При этом, для того, чтобы удержаться на плаву российской экономике нужно, чтобы баррель нефти стоил 70 долларов. В это же время, Браудер обращает внимание на российские долги, которые нечем платить.

Тем временем, в пятницу в Давосе экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин спрогнозировал падение военной мощи России. Потому что экономический кризис в РФ еще не достигла своего пика и страну ждет еще большее ослабление. А экономист Сергей Гуриев писал на страницах Financial Times, что рубль будет и дальше обваливаться без реформ в России. Фискальная драма и волативность рубля выявляют главный нерешенный вызов российской экономической политики. Диверсификация экономики остается крупнейшим вызовом для Кремля с 2000 года, поскольку значительная часть бюджета до сих пор наполняется благодаря продаже нефти. И эти вызовы не могут быть решены только политикой Центробанка.