UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT: Западная Европа цинично смотрит на страдания в Украине, этому есть объяснение

Путин – экзистенциальная угроза для восточных европейцев, но в истории Западной Европы Россия – не главный враг.

Представьте себе, что вы – западноевропейский политик в Париже, Берлне или Риме. Российское вторжение в Украину вызывает у вас ужас. Несмотря на ожидания восточных европейцев, вы не питаете наивных взглядов на Владимира Путина. За все эти годы вы хорошо усвоили, что у него на уме. И вы надеетесь, что он не победит в этой войне.

В душе вы радуетесь каждому украинскому флагу в окне. Вы гордитесь, что ваша страна помогает тому небольшому количеству украинских беженцев, которые поехали дальше Восточной Европы. Вы осуждаете войну. Но при этом вы уверены, что это не проблема Западной Европы. Вы только хотите, чтобы бои прекратились, возможно, после какого-то неоднозначного перемирия, фактически вручающего России контроль над завоеванными территориями. Об этом в статье для Financial Times пишет британский писатель Саймон Купер.

Кризис со стоимостью проживания тогда сократится, равно как и риск вступления в ядерную войну и необходимости западным правительствам тратить свое драгоценное время у власти на битву с агрессором в соседнем регионе. Западные политики никогда не скажут вслух, но их не очень волнует Украина.

"Здесь следует уточнить, что я против таких циничных взглядов. Я хотел бы, чтобы эти правительства поддерживали Украину. Но я просто пытаюсь объяснить их мысли, которые я собрал в разговорах с политиками, а также читая СМИ на континенте. Веселые разговоры об «объединенной Европе» игнорируют тот факт, что Европ на самом деле несколько. Веками определенного рода занавес отделяет более богатый Запад от бедного Востока. Путинская угроза экзистенциальна для восточных европейцев, в клуб которых вдруг попали Швеция и Финляндия. Но в западноевропейской истории Россия – не главный враг. Она – очень проблемный второстепенный персонаж, который когда-то в критический момент прикрыл нашу спину. Мы почти всегда позволяли Москве делать все, что вздумается, на Востоке, особенно с 1944 по 1989 год. Когда Франция и Британия без особой нужды в 1914 году были вовлечены в конфликт на востоке, мировая война на целый век сбила всех с курса", – говорится в статье.

Читайте также: NYT: Российская война против Украины может стать либо прелюдией, либо финалом

После того, как Россия вторглась в Грузию в 2008 году и на Донбасс в 2014-м, Франция начала добиваться перемирия, которое вознаградило Путина. Эммануэль Макрон потратил годы, пытаясь создать новую европейскую архитектуру безопасности, которая бы включала Москву. Многие восточные европейцы назвали это «наивным» задабриванием путинских аппетитов. Западные реалисты уточняли, что это лишь удовлетворение его аппетитов в Восточной Европе. Как и Путину, им не нравится, что НАТО превратился в схему восточноевропейской защиты.

Путинская Россия полезна Западной Европе. В глазах многих западных политиков дешевые российские энергоносители и экспорт миллиардов долларов в такие места, как Лондон, компенсировали все российские убийства за границей и вмешательство в выборы. Сейчас западные европейцы под давлением США и Восточной Европы твердо поддерживают Украину. Президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги с большим опозданием посетили Киев. Они отправляют Украине оружие, хотя делают это медленно, в недостаточных масштабах, и отправляют не совсем то, что нужно. Они боятся затяжной войны или возможности, что украинская армия начнет наступление на территории России. Берлин слишком далеко от Востока, чтобы заниматься уморительными идеями Путина. Немецкое правительство вливает капитал в свою нефункциональную армию.

Но западные европейцы знают, что США очень увлекаются войнами, а потом теряют к ним интерес. Так было в Ираке и Афганистане, например. Тем более если Дональд Трамп вернется в президентское кресло в 2024 году, он может развалить западный союз. Поэтому Западная Европа фокусируется на собственных проблемах. Крупнейшие партии Италии: «Движение пяти звезд» и «Лига», - хотят, чтобы Украина пошла на компромисс с Россией. А министра обороны Франции больше тревожат джихадисты в западной Африке. Мадрид расположен в 3440 километрах от Москвы, но всего в 714 километрах от Алжира, который остается его главной проблемой. Перед вторжением Путина в Украину испанское правительство надеялось сделать вопросы кибербезопасности, Сахеля и климатических изменений главными темами для саммита НАТО. Лучший друг Украины в Западной Европе – это Великобритания. Но у нее есть военная традиция, а еще правящая партия, чьи избиратели исторически поддерживают войны, и премьер-министр, главное оправдание сохранения власти которого – это то, что Украине он нужен.

Читайте также: НАТО: Украина должна получить больше тяжелого вооружения, а Россия – проиграть войну

Другие западноевропейские столицы терпеливо ждут, когда Киев захочет перемирие. Любое мирное соглашение даст России фактический, но не формальный контроль над оккупированными территориями. Западные европейцы позаботятся, чтобы Украина сохранила некоторые порты в Черном море, чтобы Путин не мог уморить голодом весь мир. Да, это будет вознаграждением для кровавого диктатора. Но таковы уж международные отношения. Следует, например, посмотреть на запланированный визит президента Джо Байдена в Саудовскую Аравию. Западная Европа давно усвоила, что она может жить нормально и без Восточной Европы.