UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT: России придется остановить бои, но война против Украины будет долгой

Отсутствие прогресса на мирных переговорах и новое наступление свидетельствуют о том, что Кремль может превратить свою «спецоперацию» в «войну» против Запада.

Россия не смогла сломать оборону Украины, понесла тяжелые потери и потерпела многочисленные военные поражения. Но Кремль все равно продолжает повторять: цели вторжения Владимира Путина будут полностью достигнуты.

Территориальные цели России, похоже, изменяются в зависимости от того, что, по мнению Путина, его армия может завоевать в краткосрочной перспективе. Первоначальный план, включавший захват Киева, был сокращен до нового наступления, сосредоточенного на Донбассе. Но цели России, а именно покончить с украинской государственностью, остаются неизменными, о чем говорят участники переговоров между Москвой и Киевом. А это значит, что Путин готов к долговременному конфликту, цели которого выходят далеко за рамки объявленного «освобождения» Донбасса, пишет Financial Times.

Российский автократ теперь хочет захватить весь юго-восток Украины, чтобы отрезать его от Черного моря и создать платформу для дальнейших атак.

«Он тактик… дзюдоист… хочет сделать прием и бросить соперника через плечо. Он не благоразумен, в его голове очень обезображенная картина мира. И сценарии поменялись. Аппетит наступает во время еды», – сказал изданию неназванный участник российско-украинских переговоров.

Один из российских олигархов сказал Financial Times, что война будет продолжаться до тех пор, пока Путин не сможет дома провозгласить победу.

«Если не удастся сделать так, чтобы для электората это выглядело победой, сохранить лицо не удастся», - пояснил он.

Россия, похоже, сделала некоторые выводы после многочисленных ошибок в начале вторжения в Украину. Это привело к перенаправлению сил на Донбасс и назначению единственного полевого командира.

Читайте также: Россия не достигла значительного прорыва на Донбассе – разведка Британии

Но взгляды Путина на ситуацию на местах, похоже, искажены неточными отчетами с поля битвы, а также государственной пропагандой. Российский военный аналитик Павел Лузин сказал, что точные данные не передаются вверх по цепочке командования. Это и дальше будет подрывать российское наступление. Так что агрессору в какой-то момент уже следующего месяца придется остановить бои.

«Это гигантская иерархия. И когда аналитик на низшей ступени пишет отчет о том, что происходит, этот документ проходит через 10 начальников. И когда он наконец-то доходит вверх, в нем в результате написано, что все прекрасно. Так работает эта система. Им нужен перерыв, чтобы просто разобраться, что у них есть. Они не знают, сколько у них осталось контрактников, не знают всего масштаба своих потерь. Сколько техники еще осталось и в каком она состоянии», – сказал Лузин.

Учитывая, что России нужно перегруппироваться, украинские чиновники думали, что Путин будет искать способ объявить победу до 9 мая. Но военных достижений не так и много. А мирные переговоры не продвигаются дальше. Есть признаки того, что Кремль готовится к долговременному конфликту, который он будет рассматривать как опосредованную войну против Запада. В этом месяце Путин сказал, что «самое важное» сегодня – это не трагические события в Украине, а «уничтожение однополярной системы, созданной после падения СССР». Риторика госпропаганды тоже поменялась. Поскольку больших побед до сих пор не было, телеведущие начали обвинять в отсутствии прогресса Запад и его поддержку Украины. Некоторые из них время от времени призывают нанести ядерный удар по западным странам, расхваливая недавние испытания ракеты «Сармат» и цитируя Путина, который в 2018 году говорил о ядерном уничтожении мира, объясняя это так: «Зачем нужен мир, в котором нет России?».

Чтобы добиться прорыва на фронте, России необходимо существенно увеличить количество солдат, чтобы они могли защитить ценную технику. А для этого нужно привлечь призывников, резервистов или мобилизовать добровольцев. И для всего этого Кремлю придется признать, что он ведет полномасштабную войну, а не какую-то «спецоперацию».

«А если ты идешь на войну, тогда нужно объяснить своему народу, что ты делаешь и почему их самопожертвование стоит этого. Поскольку дела идут очень плохо и российские силы чрезвычайно сильно истощаются, придется объяснить обществу, ради чего все эти потери», - сказал старший научный сотрудник Королевского института объединенных служб (RUSI) Джек Уотлинг.

Читайте также: The Economist: У войны в Украине нет хорошего конца для России

Издание пишет, что наступление на Донбассе может являться прелюдией к расширению конфликта. Российский генерал Рустам Миннекаев недавно описал планы по захвату всего юга Украины. Он также допустил возможную атаку против Молдовы. Это говорит о том, что Россия готовит долгую войну на истощение против того, что останется от Украины. И в глазах Москвы это часть более широкого геополитического конфликта.

«Все указывает на то, что мы теперь на войне со всем миром, как во времена Отечественной войны, когда вся Европа, весь мир был против нас. И сейчас снова так. Россия им никогда не нравилась», – сказал Миннекаев.

Его аналогия кажется бессмысленной. Поскольку США и европейские союзники воевали против нацистской Германии вместе с СССР. Однако его слова указывают на то, что война в Украине – это лишь «эпизод большей конфронтации с Западом», – говорит основатель аналитического проекта R. Politik Татьяна Становая.

«Пока Путин не сможет добиться созыва новой Ялты, Россия будет окапываться. И Украиной все не ограничится. Это не значит, что Россия попытается завоевать Молдову или страны Балтии. Но она может пойти на эскалацию через бряцание оружием, проведение испытаний разных видов вооружения, а возможно даже через применения этого вооружения», – сказала она.