UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT: Переговоры между Россией и Украиной были бы моральным поражением

Любое соглашение, которое подорвет украинский суверенитет, позволит Москве пожать плоды своей агрессии и создаст угрозы для других стран.

Многие западные страны неоднозначно относятся к территориальной целостности и политическому суверенитету Украины. В отличие от Киева, они не слишком беспокоятся о стабильности возможного прекращения огня или мирного соглашения между Украиной и Россией. Многие, не желая тратить ресурсы на долгосрочную патовую ситуацию, могут начать призывать президента Владимира Зеленского согласиться на сомнительное соглашение сегодня, а не идти на принцип в кровавой и бессрочной кампании.

Хотя в большинстве своем они не союзники России, многочисленные правые и левые группы на Западе, а также государства от Венгрии до Бразилии прямо или косвенно призывали Киев пойти на уступки Москве ради достижения мира.

«Однако даже политики и правительства, стремящиеся к тому, чтобы Украина пошла на компромиссы в вопросе своей свободы и самоопределения, не могут отделить свои советы Киеву от более широких вопросов международной стабильности и безопасности. Даже если Украина географически, культурно, исторически и политически отдалена от Вашингтона, Лондона или Брюсселя, не говоря уже о столицах Азии, Африки или Латинской Америки, было бы неправильно списывать это на постсоветские или внутриславянские споры», – пишет в статье для Financial Times аналитик Стокгольмского центра Восточноевропейских исследований в Институте международных отношений Швеции Андреас Умланд.

Между 1945 и 1991 годами УРСР в отличие от РСФСР не была суверенным членом ООН. После обретения независимости в августе 1991 года, постсоветская Украина среди всего прочего стала не только полноправным членом ООН, но и участником Совета Европы, ОБСЕ и Договора о нераспространении ядерного оружия.

Читайте также: Эрдоган и Путин будут говорить о «мирных инициативах» и обмене пленными между РФ и Украиной

По этой причине российская аннексия украинского Крыма в 2014 году уже создала фундаментальную проблему для международного сообщества государств. Москва настаивает, что Украина не имеет права на суверенитет. Однако функционирование международного правопорядка предполагает, что у нее есть такое право.

Спустя 8 лет после вооруженного захвата Крыма Россия усилила свои отрицания украинской государственности. В сентябре 2022 года она официально аннексировала еще четыре области, теперь уже на юго-востоке материковой Украины. Это дополнительное нарушение международного права, а также эскалация террористической кампании Москвы против гражданского населения и инфраструктуры Украины еще больше повысили ставки.

9 лет назад утверждения Кремля о спорном статусе Крыма были частично приняты международным сообществом. Но сегодня немногие согласятся с одиозными оправданиями Москвы для ее возмутительного поведения в Украине.

Самопровозглашенные прагматики и пацифисты по всему миру выражают искреннюю симпатию к Украине и ее народу. Их предложения о прекращении огня или мире могли даже основываться на ошибочном убеждении, что они отвечают якобы реальным интересам украинского населения. Однако такой образ мышления несет в себе моральную опасность.

«Какой авторитет и легитимность будут иметь ООН и европейский порядок безопасности, если России позволят нарушать десятки своих двусторонних и многосторонних обязательств в рамках международных договоров и организаций? Третьи страны, которые примут и легитимизируют соглашение, что приведет к чистому выигрышу России, не только будут пренебрегать политическим суверенитетом и территориальной целостностью Украины, но и нарушать свои юридические обязательства, позволяя Москве пожинать плоды своей агрессии», - пишет Умланд.

Читайте также: Победа Украины? Зачем Китай отправил своего представителя на «мирные переговоры»

Это рискует привлечь другие реваншистские страны и может внушить страх в тех, кто боится такого же отношения к себе, как Россия относится к украинцам.

«Почему бы другим относительно могущественным странам не посягнуть на своих соседей, имея для этого полуправдоподобные основания? Не ждут ли другие территории в Азии, Африке или где-нибудь еще, чтобы их «вернули домой» так же, как Крым и «Новороссию»? Учитывая эту опасность, почему правительства относительно слабых стран мира продолжают полагаться на международное право для защиты своих границ, территорий и независимости? Если западные правительства дают понять, что на них нельзя рассчитывать как на стойких защитников международного порядка, то это ослабляет эти институты», – объясняет автор.

Читайте также: Шмыгаль: Не только полномасштабная война, но и современная путинская Россия является вызовом для мира

Он добавляет, что пока идет вооруженная агрессия России против Украины, нет другого способа противостоять ей, кроме как отвечать силой на силу. Это полностью соответствует международному праву в целом и статье 51 Устава ООН в частности. Компромиссы, уступки и другие поблажки государству-агрессору – это не путь к крепкому миру. Призывающие Киев к таким переговорам должны учитывать все последствия такого курса действий и не только для Украины, но и для уязвимых государств далеко за ее пределами.