Запад преследует две цели в войне, которую Москва развязала против Украины: во-первых, сохранить украинский суверенитет, а во-вторых – помешать России организовать подобные атаки против европейских стран в будущем.
Однако, на Донбассе идут ужасные битвы. И возникает соблазн поддержать хоть какой шаг, который приблизит конец этого кошмара. Неудивительно, что появились призывы к раннему перемирию. При этом президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул, что очень важно «не унизить» Россию за организованное ею вторжение. Об этом в статье для Financial Times пишет бывший глава MI6 Джон Саверс, напоминая, что на комментарии французского лидера жестко отреагировали в Украине.
Проблема в том, что перемирие сейчас закрепит российские военные достижения на местах. Нет причин полагать, что Владимир Путин согласится отступить. Оккупанты активно занимаются «русификацией» оккупированных регионов, вводя русский язык в школах, устанавливая контроль над СМИ и назначая марионеток номинальными руководителями местных администраций. Путин играл в такие игры и раньше. В 2008 году дипломатические усилия президента Франции Николя Саркози помогли договориться о перемирии в Грузии, но ценой сохранения оккупации российскими силами двух регионов страны. Грузия так никогда и не восстановила полный суверенитет, потеряв контроль над этими территориями.
То же произошло в Украине в 2014 году. После падения пророссийского правительства в Киеве на фоне массовых протестов российская армия оккупировала Крым и части Донбасса. Преемник Саркози президент Франсуа Олланд вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель договорились о соглашении с Путиным, которое создало лояльный России политический процесс по Донбассу и оставило российский контроль в Крыму нетронутым. Эти договоренности навязали украинскому президенту, позволив России закрепить свои военные достижения. Сегодня украинские власти готовы сражаться дальше. И она точно не желает перемирия сейчас, на пике российского военного наступления.
Не известно, что фактически имел в виду Макрон, когда говорил, что нельзя «унижать» Путина. Бывший Госсекретарь Генри Киссинджер недавно сказал, что мирный процесс должен начаться в ближайшие месяцы. Украинская сторона боится, что такие комментарии - это прелюдия в очередной раунд дипломатических усилий, нацеленных добиться преждевременного прекращения огня, который позволит Путину «спасти лицо» ценой Украины.
А как насчет позиции самого Путина? С первой недели войны было ясно, что он совершил монументальную ошибку, начав это вторжение. Руководители его служб безопасности изо всех сил пытались продемонстрировать свою поддержку агрессии. И многие из них разделяют желание Путина покорить Украину. Но они тоже увидят, что он навредил долгосрочным интересам России. Экономика будет находиться под санкциями до тех пор, пока Путин у власти. Европа постепенно покончит со своей зависимостью от российских энергоносителей и никогда не вернется. А богатство, накопленное людьми из окружения Путина, никогда не вернется в их руки. Поэтому позиции российского автократа ослабеют. Провальные войны обычно не продлевают власть правителя.
Экс-директор MI6 допускает, что Путина в какой-то момент могут устранить. Хотя вряд ли это произойдет скоро. Российскому автократу нужна поддержка руководителей его спецслужб. Но провалы в Украине привели к конфликту между двумя столбами его режима: ФСБ и армией. Некоторые руководители могут затронуть чистки, как это бывало в истории России. Недовольство и критика на личном уровне будет распространяться. Украина призывает добиваться российского поражения. Опять же неизвестно, что это значит на практике. Но такой призыв уже противоречит словам Макрона о том, что нельзя унижать Путина.
Франция предоставила ценную военную поддержку Украине и поддержала санкции ЕС против России. Но удивляет, что Макрон за более чем 100 дней войны не удосужился посетить Киев, хотя он продолжает постоянно звонить Путину.
Французские компании наиболее неохотно уходят из России, надеясь, что если они останутся, это принесет им какую-то выгоду в будущем. Не стоит удивляться, что украинская сторона озабочена намерениями Макрона. Если очередной раунд европейской дипломатии снова закрепит за Россией все ее военные достижения в Украине, Путин восстановит политическую силу дома и почувствует уверенность организовать новые военные авантюры. Украинцы продолжают борьбу и им необходима долговременная поддержка в виде передового вооружения и более жестких санкций против России. Это значит, что впереди еще несколько месяцев жестоких сражений. Но преждевременное перемирие поможет Путину вырвать победу из пасти поражения. Ни один из лидеров Запада не должен ему помогать.