UA / RU
Поддержать ZN.ua

Forbes: Зерно из Украины снова экспортируется, но слишком поздно

Украинские грузы полгода простояли в порту Одессы на брошеных судах и могли частично испортиться.

В течение шести месяцев корабли, наполненные зерном, простаивали в Черном море, став жертвами российского неспровоцированного вторжения в Украину. И вот эти суда сдвинулись с места, пытаясь выйти из военной зоны с грузом на борту, качество которого иногда сомнительно.

«Достаточно, чтобы только одна ракета пролетела над регионом и ударила по чему-то, чтобы все остановилось. Есть свет в конце тоннеля в связи с разблокированными портами. Но этот тоннель может быстро закрыться. Достаточно одного акта, и все исчезнет. Риск высокий», - сказал Forbes глава агрохолдинга МХП Джон Рич.

Первые поставки следуют из Украины в пункт назначения на Ближнем Востоке и в Африке, где миллионы людей страдают от усиления голода. Сейчас в мире существуют целые очаги голодной смерти, а ситуацию усугубляет засуха во многих регионах. В Восточной Африке, например, люди умирают от острого недоедания каждые 48 секунд, о чем свидетельствует отчет Oxfam за май.

Поставки продовольствия критически важны для борьбы с голодом. Но зерно может не стать тем решением для проблемы, как все надеются. В феврале, когда началось российское вторжение в Украину, многие экипажи покинули свои суда. Это значит, что вентиляции на борту не было все это время. Очень вероятно, что значительная часть зерна на борту покрылась плесенью и микотоксинами из-за высокого уровня влажности.

Читайте также: Из портов «Черноморск» и «Южный» вышли еще два корабля с украинским зерном

К тому же нужно, чтобы корабли добрались до места назначения. Первым судном, покинувшим порт Одессы, стало Razoni под флагом Сьерра-Леоне. Оно пришвартовано в Средиземном море вблизи Турции, согласно данным правительства Ливана. Рич, чья компания обычно собирает 3 миллиона тонн украинского зерна ежегодно, говорит, что поставки затягиваются из-за ухудшения качества зерна и необходимости его перепродать. Обычно отгрузка происходит через две недели. А этот груз стоял в порту Одессы несколько месяцев.

«Из того, что мы слышим, можно заключить, что качество зерна сомнительное», - сказал Рич.

Даже вывести корабли из портов очень тяжело. Кроме того, что акватория заминирована, южная часть Украины все еще остается зоной активных боевых действий. Украина планирует начать контрнаступление, чтобы вернуть контроль над портовыми городами. Но Россия плотно обстреливает украинских защитников артиллерией. Это еще одна причина, почему холдинг МХП, также занимающийся производством масла и курятины, не спешит в порт Одессы.

«Как бизнесмен что я могу сделать? Я могу сидеть и ждать. В МХП мы не хотим быть первопроходцами. Мы больше настроены ждать и складывать наше зерно, наблюдая, как происходит процесс», – пояснил он, добавив, что аргохолдинг вывозит продовольствие из своих складов в Европу грузовиками и поездами через западную украинскую границу. Спрос в более состоятельных европейских странах возрос из-за засухи и других тяжелых условий, из-за которых некоторые урожаи были утрачены.

Читайте также: Financial Times: Украина хочет расширить "зерновое соглашение" с РФ на другие товары

Большинство украинского зерна, которое везут в Европу, было предназначено для стран Ближнего Востока и в Африке, таких как Египет. Открытие украинских портов носит временный характер. Потому что зерновой договор, которое было подписано при посредничестве ООН, действует всего 120 дней. Однако, по словам Абиолы Афолаян, ранее работавшей в ООН, а теперь занимающей должность главного советника по международной политике в организации Bread for the World, это все равно мощный символ глобального кризиса голода. Она отмечает, что ситуация очень чувствительная.

«Есть обеспокоенность возможностью вывезти зерно безопасно. Большая проблема состоит и в том, чтобы корабли не атаковали, когда они будут выходить из порта Одессы. Но это лишь один компонент разрешения глобального продовольственного кризиса, с которым мы имеем дело. И это не должно быть единственным решением», – сказала Афолаян.

В ООН говорят, что за последние годы количество людей "на пути к голодной смерти" увеличилось до 323 миллионов, хотя раньше таких жителей планеты было 80 миллионов.