UA / RU
Поддержать ZN.ua

Forbes: России остро необходим свой Де Голль, но у нее есть Бонапарт

Большинство бывших колоний советской империи не хотят поддерживать с Москвой никаких связей, и для этого есть веские причины.

Что не так с Российской империей ? Британская, Испанская и Французская империи уже давно исчезли. И эти исторически империалистические государства уже давно смирились с таким развитием событий, даже если поначалу они сопротивлялись ему. Несмотря на то, что потеря империи иногда проходила болезненно, а выход из бывших колоний даже сопровождался кровопролитием, развод состоялся успешно. Даже если на имплементацию ушло десятилетие.

Испания смирилась с Симоном Боливаром и ростом национальных чувств в Латинской Америке. Франция пережила такое же антиколониальное движение, в частности во Вьетнаме и Алжире. Британия осознала после Второй мировой войны, что не может больше позволить себе поддерживать империю. А выход с достоинством был лучшим вариантом, пишет Forbes.

И оказалось, что конец империи пошел на пользу не только бывшим колониям, но и колонизаторам. За некоторыми исключениями у Испании, Франции и Британии сложились хорошие отношения со странами, которыми они когда-то владели. В колониях никогда не сомневались, что Лондон, Париж и Мадрид могут многое предложить в двусторонних отношениях. Однако такие вещи как суверенитет и автономия были еще важнее. Колониальные правители были возмущены. Но обретя независимость, со временем большинство стран начали успешно взаимодействовать с бывшими колонизаторами. Британское содружество насчитывает 54 члена. Международная организация Франкофонии охватывает 88 стран. Испания же поддерживает тесные связи с 20 другими испаноязычными странами в разных вопросах: от политики до футбола.

Читайте также: The Economist: Война в Украине – месть за тихую смерть империи СССР

Другими словами, страны ценят свои исторические отношения, если они могут взаимодействовать с бывшим колонизатором на своих условиях. Если к ним относятся с уважением, а все консультации проводятся искренне, то такие международные объединения могут принести пользу как бывшим колониям, так и колонизаторам. Конечно, без ошибок не обошлось. Однако Великобритания, Франция и Испания разобрались с ними.

Почему же Россия пошла другим путем в постимпериалистическом мире? Когда СССР распался и вырвавшиеся из советской империи страны получили свободу выбора, многие из них продемонстрировали сильное желание избегать связей с Москвой. Ни одна из стран Варшавского договора не захотела сохранить оборонный союз с Россией. Кремлю, наверное, было тяжело воспринять такое откровенное отторжение. В конце концов, СССР многие десятилетия обеспечивал эти страны вооружением и подготовкой. Но, очевидно, он не смог развить дружбу или крепкие отношения. Восточная Германия была мирно поглощена ФРГ. Все страны Варшавского договора присоединились к НАТО за десятилетие между 1999 и 2009 годами.

Эта закономерность выходит даже за пределы Варшавского договора. Поскольку Литва, Латвия и Эстония, когда-то входившие в СССР, тоже получили членство в НАТО. Впрочем, Россия не потеряла все. Она построила оборонный союз ОДКБ вместе с Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Почему Британия, Франция и Испания в целом добились успеха, а Россия тотально провалилась в постколониальных отношениях? Некоторые сторонники Владимира Путина утверждают, что распад СССР вообще был спровоцирован США или другими зловещими намерениями. Но, скорее всего, объяснение совсем другое.

Во-первых, империализм – это не только политическая структура, но и подход. Франция, Британия и Испания принесли извинения своим бывшим колониям и предложили помощь. Россия же отвергает обвинения против себя. Она настаивает, что, например, покорение Польши и других стран было необходимо и даже приветствовалось местным населением.

Во-вторых, важен внутренний опыт открытого общества и политических систем. Британия, Испания и Франция – преуспевающие демократии с широкими гарантированными свободами. Эти страны не пугают разногласия во взглядах. И они хорошо закалены, когда речь идет о многообразии. Россия же, к сожалению, становилась все менее толерантной и открытой под руководством Путина. Неудивительно, что она не терпит критику со стороны бывших колоний.

В третьих, Россия абсолютно не компетентна в измерении мягкой силы. Россия имеет множество гроссмейстеров и инженеров мирового класса. Почему она не предлагает свой аналог Стипендии Родса для инженеров? Где ее программа Фулбрайта для математиков? Россия доминирует в торговых отношениях с бывшими колониями. США предложили торговые привилегии Карибским странам. Где аналогична российская программа для Восточной Европы и Центральной Азии?

Читайте также: Президент Латвии: «Россия демонстрирует намерение восстановить советскую империю»

И, наконец, проблема в лидерстве. Гарольд Уилсон написал "Ветер перемен" и смог помочь Британии отказаться от колониализма в Африке. Шарль де Голль посвятил свое президентство и жизнь завершению выхода Франции из Алжира. Эти государственные деятели хорошо знали, что великие государства по-настоящему «велики» не потому, что могут силой навязывать свою волю, а потому что они воздерживаются от этого.

Война против Украины хорошо иллюстрирует российский постимпериалистический провал. Россия не способна смириться со смертью империи, не способна попытаться выстроить равноправные отношения с бывшими колониями. Она до сих пор поддерживает империалистический миф о том, что ее оккупационной власти «были рады». России нужен де Голль. Но у нее есть Бонапарт.