UA / RU
Поддержать ZN.ua

Financial Times рассказывает, как бороться с «токсичной» рабочей средой

Многие люди страдают от буллинга на работе. 

Работа часто является невеселым делом. Если мы искренне стараемся решить большие проблемы или стремимся получить прибыль, шутки и смех, как правило, кажутся неуместными. Но немного веселья на самом деле может помочь достичь серьезных целей, считают ученые из Стэнфордского университета.

Но бывают случаи, когда место работы является слишком токсичным. Иногда проще покинуть такое рабочее место, чем оправиться от долговременных последствий, пишет Financial Times.

Попытки Анны обратиться за помощью к своему руководителю из-за жестокого обращения со стороны ее коллеги, оказались напрасными.

«Руководитель сказал, что мой коллега «идиот» и надо просто подождать», - говорит Анна.

Будучи новичком в компании, Анне не хватало союзников в маркетинговой организации, к которой она присоединилась. Чувствуя себя несчастной и одинокой, женщина решила пройти психологический тренинг, чтобы найти способ решить проблему.

Подобно Анне, многие должны обрести уверенность, необходимую для того, чтобы спастись от травли на работе. Но часто люди склонны думать: «Что я сделал неправильно?».

В чрезвычайно нестабильной ситуации слишком легко переоценить свою роль в том, что произошло, когда это вполне может быть следствием неправильной организации или просто индивидуального поведения: буллинг со стороны руководителя или коллеги. Часто коллега, страдающий от травли, является успешным и харизматичным, что только добавляет сумятицы.

«Кроме того, если ваша успешная работа разжигает зависть, то попытки исправить ситуацию, улучшив эффективность, могут только ухудшить ситуацию. Подобным образом, если попытки защититься рассматриваются как сомнение в компетентности, то вряд ли вы сможете отстоять собственное мнение. Выражать свои чувства коллегам, которые делают вашу жизнь несчастной, разумно, только если они могут контролировать свои эмоции», - считает автор статьи Наоми Шрагай.

Анна боялась за свою работу, когда агрессивный коллега стал ее «травить», пожаловался на нее и угрожал увольнением. Дела ухудшались, поскольку ситуация вызвала травматические воспоминания об издевательствах, которые она пережила еще в детстве.

«Я видела это жестокое отношение. Ситуация заставила меня задуматься, возможно со мной что-то не так. Поскольку я не понимала, в чем проблема, это вызвало чувство постоянного страха», - объясняет Анна.

Поведение ее коллеги почти наверняка было «разработано» для того, чтобы Анна чувствовала себя плохо. Стало понятно, что агрессивно настроенный коллега не собирается отступать, а сама компания вряд ли примет меры. Как только Анна смогла принять эти реалии, она начала искать решение проблемы самостоятельно.

«Было полезно увидеть культуру организации, ее психологию и ДНК. После этого стало очевидно, что компании было безразлично. Есть генеральный директор, который все контролирует и считает, что всех работников можно легко заменить», - говорит Анна.

Трансформация точки зрения не только уменьшила страх, но и вернула Анне уверенность. Она больше не позволяла себе быть мишенью жестокого обращения коллеги. Анна начала реагировать на происходящее сейчас, а не переживать старые детские травмы.

«Мне не нравится иметь дело с жестоким отношением на работе, но я понимаю, что проблема не во мне самой, а в том, что я просто стала случайной жертвой», - говорит Анна.

На работе редко есть время, опыт или мотивация для решения психологических проблем. Часто легче просто терпеть агрессию от других, чем признать, что компания не заинтересована в благосостоянии своих работников.

Однако риск серьезного удара по самооценке, эмоционального выгорания или депрессии высок. Такие душевные состояния уменьшают концентрацию внимания, вызывая упадок веры в себя. Оптимальной целью должна быть самозащита. Стоит избегать вреда, возможно, переходя на другую должность в компании или даже на новую работу.

Хотя перспектива смены работы для многих может быть страшной, особенно если уверенность стремительно упала. Однако легче оставить токсичное место работы, чем оправиться от пагубных последствий буллинга.

35-летний Майкл из одной американской производственной компании также сначала считал себя ответственным за конфликт с менеджером. Но на самом деле его руководитель завидовал яркой личности Майкла и его инновационным идеям. Когда Майкл хорошо выполнял свою работу, это раздражало его менеджера.

«Я чувствовал себя морально подавленным и начал сомневаться в собственных возможностях. Сейчас я понимаю, что проблема была не во мне. Мой менеджер не был уверен в себе проектировал собственную тревогу на всю команду», - говорит Майкл.

Психологическое состояние Майкла было таким, что он постоянно пытался работать больше, но это только обостряло ситуацию. Ключевым моментом было признание того, что независимо от преданности рабочему процессу, он никогда не сможет достичь успехов в этой конкретной компании. В конце концов, он смог уйти из этой организации, понимая, что это не его вина.

«Много лет я предполагал, что для оценки моих возможностей существует работа, но эта компания показала, что даже упорный труд не принесет результатов. Это, безусловно, открыло мне глаза», - добавляет Майкл.

«Осознание того, что не все можно решить, разочаровывает, но настоящим облегчением является то, что не все зависит от вас», - пишет Наоми Шрагай.

«У меня была слепая надежда на свой потенциал в этой компании. Но мужество уйти - это было лучшее, что я сделал», - считает Майкл.

«Если вы чувствуете себя морально подавленными или теряете мотивацию на работе из-за жестокого отношения коллег или токсичной культуры, найдите человека, которому доверяете - бывшего наставника, близкого коллегу или психологического тренера, которые смогут вам помочь. Они остановят саморазрушительный монолог в вашем сознании и предложат более реалистичные объяснения и решения для подобных проблем», - объясняет Наоми Шрагай.

«Спросите себя, это просто сложные обстоятельства работы, которые можно исправить, или же ситуация стала следствием личности коллеги и более масштабной культурной проблемы, что вряд ли решится», - добавляет автор.

Выход из ядовитой среды расширит уверенность в себе. Осмысление позволяет не только оставить токсичную работу позади, но и забыть о плохих чувствах. Конечная цель - выйти из такой среды и сохранить при этом целостность своей личности и собственное достоинство, резюмирует издание.

Читайте также: Сотрудники «на удалёнке» работают дольше, но не эффективнее — The Economist

Пандемия заставила людей массово переходить к дистанционной работе, но уже началось постепенное возвращение к офисам. Довольно скоро люди смогут восстановить привычку грустно смотреть в окно вблизи рабочего места, надеясь, что хотя бы в выходные будет солнечно. Поскольку многие сотрудники сейчас практикуют гибридную схему работы, возможно, посещая офис 2-3 дня в неделю, эксперимент в режиме полного дистанционного рабочего дня заканчивается, и наконец можно оценить его эффективность.