Миллион людей просто сейчас живет в страхе перед жестокостью равнодушного правительства, которое никогда не признавало их прав в стране, которую они всегда называли домом. Кризис у границы между Мьянмой и Бангладеш драматически обострился на протяжении последних недель. Более 125 тысяч представителей народа рохинджа, которые исповедуют ислам, бежали из Мьянмы, боясь наступления мянманских военных в штате Ракхайн.
Об этом пишет Washington Post, напоминая о все большем количестве сообщений о пытках, изнасилованиях и массовых убийствах рохинджа, совершенных солдатами сил безопасности Мьянмы. Количество таких преступлений систематически растет в мусульманских селах.
В Нейпьидо говорят, что проводят "зачистки" против экстремистов "бенгали". Мянманские власти использует термин "бенгали" по отношению к рохинджа, имея в виду, что народ чужой для страны, в которой живет. Все больше мусульманских лидеров со всех уголков мира осуждают действия Мьянмы. А президент Турции Раджеп Тайип Эрдоган даже обвинил Нейпьидо в организации "геноцида" рохинджа.
В центре шторма мирового недовольства оказалась и Аун Сан Су Чжи - фактический лидер мянманского общества и лауреат Нобелевской премии мира. На протяжении двух десятилий в представлениях всего мира она занимала роль политического заключенного, который добивался демократических изменений и противостоял жестокой военной хунте, которая доминировала в политической жизни Мьянмы. Она была азиатской версией Нельсона Манделы, образцом достоинства и морали.
Издание напоминает, как в 2012 году в Нью-Йорке в честь Су Чжи были проведены торжественные мероприятия, во время которых Генри Киссинджер хвалил ее и называл ее деятельность примером того, как "общества могут становиться более великими, когда они отказываются от конфронтации в пользу понимания".
Но в случае рохинджа Су Чжи не продемонстрировала большого желания достичь "понимания". Население Мьянмы разделено и состоит из десятков различных этнических групп, исповедующих различные религии. Но ни одна из общин не была на столько преследована, как рохинджа, которую хунта лишила гражданских прав в 1982 году. С того времени представители этого народа вынуждены жить в условиях апартеида в штате Ракхайн. Наблюдатели отмечают рост количества мятежей в этом регионе, которые лучше объясняются десятилетиями преследований рохинджа со стороны правительства, чем распространением иностранных террористических исламистских движений на территорию Мьянмы.
Правозащитные группы уже давно говорят об уязвимости народа рохинджа. В 2015 году Музей Холокоста США даже внес Мьянму в список стран, в которых наиболее вероятно может произойти геноцид.
"Фактический лидер должен вмешаться. Это то, чего мы ожидаем от любого правительства. Защищать всех входит в их юрисдикцию", - сказал специальный докладчик ООН по правам человека Янджи Ли, который говорит о гибели более сотые рохинджа за прошедшую неделю.
Однако, Су Чжи подозрительно молчит об этих зверствах даже тогда, когда мировые лидеры и представители международных организаций выступили с жесткими заявлениями. Защитники Су Чжи говорят, что ей приходится деликатно обращаться с мянманской армией, которая еще не так давно держала ее в заточении и которую поддерживают все больше голосов будистських националистов. Но Су Чжи до сих пор не отменила жесткие ограничения на гуманитарный доступ к некоторым регионам Мьянмы, которые пострадали от мятежей. Так же, правительство до сих пор не позволило независимым СМИ расследовать, что происходит в Ракхайне.
"Я понимаю, что вооруженные силы до сих пор имеют большую власть в Мьянме и что Су Чжи не имеет эффективного контроля над ними. Я понимаю, что поле ее возможностей очень ограничено. Но она может использовать законодательные меры для того, чтобы прямо сдержать эти зверства. У нее также есть одно важное полномочие: полномочие высказаться. Но вместо этого она ответила на события смесью из молчания, отрицания хорошо задокументированных доказательств и препятствования поставке гуманитарной помощи", - отметил колумнист The Guardian Джордж Монбайот.
Washington post соглашается, что кабинет Су Чжи действительно в прошлом отрицал жалобы рохинджа на изнасилования, называя их "выдумками террористов", а также отвергал репортажи международных СМИ и ООН о страданиях рохинджа, называя их преувеличением. В прошлом году Су Чжи даже попросила США не использовать слово "рохинджа", поскольку официальная позиция Мьянмы не признает существование народа, который насчитывает 1,3 миллиона человек.
События вокруг рохинджа также вызвали религиозную напряженность, поскольку положение народа ухудшилось как раз тогда, когда мусульманские страны празднуют религиозные праздники. Они также поляризовали общественное мнение в Индии, которая остается важным союзником Мьянмы. Если насилие над рохинджа продолжится, оно может перерасти в региональный конфликт. Правозащитник Мэттью Смит из организации Fortify Rights замечает, что в это же время Су Чжи не просто не пытается найти мирный выход из кризиса, но и "подбрасывает дров в огонь".
Ранее сообщалось, что генсек ООН призвал власти Мьянмы прекратить насилие над народом рохинджа. Генеральный секретарь призвал власти Мьянмы предоставить мусульманам в штате Ракхайн гражданство или иной правовой статус для нормальной жизни.