Европа столкнулась с рядом проблем. Пытаясь сдержать пандемию COVID-19, ЕС может двигаться к новому кризису - финансовому. Чтобы обеспечить жизнеспособность общей валюты, которая является основой европейского блока, руководителям ЕС придется сотрудничать еще теснее, чем обычно, пишет Bloomberg.
Принятие единой валюты дало большие преимущества - от торговли беспрепятственно к улучшению глобальной конкурентоспособности. Но евро также обязал государства-члены отказаться от независимой монетарной политики, которая может помочь контролировать национальные долги и финансовые системы.
Одним из результатов является то, что общие финансовые проблемы представляют повышенную экономическую угрозу для отдельных правительств и могут создать так называемую «петлю обреченности», которая уже наблюдалась в начале 2010-х годов, когда еврозона почти распалась.
В 2012 году европейские лидеры договорились о том, что должно стать важной частью решения подобных проблем. Они попытались создать полноценный банковский союз, в котором правительства брали на себя общую ответственность за надзор за финансовыми учреждениями и, что самое главное, за «ликвидацию» или докапитализацию банков, когда это необходимо, и за гарантию безопасности для вкладчиков.
Однако прогресс был болезненно медленным. Хотя Европейский центральный банк сейчас контролирует крупнейшие банки региона, отдельные правительства все еще несут собственные расходы на финансовое спасение.
Пандемия еще больше обострила эту проблему, когда правительства начали брать все больше кредитов, пытаясь обеспечить экономическую помощь. Согласно оценкам Международного валютного фонда, общий государственный долг в еврозоне превысит 98% валового внутреннего продукта к концу 2021 года по сравнению с 84% на конец 2019 года. Хуже того, долговые обязательства отдельных стран накапливаются на балансах их национальных банков. На конец февраля долговые показатели итальянских банков составляли 124% их капитала, что делало их чрезвычайно уязвимыми в случае фискальных трудностей.
Кроме финансовых рисков, это затрудняет достижение банковского союза в политическом плане. Североевропейские страны, такие как Германия, например, не хотят подписываться на взаимное страхование депозитов, если это означает субсидирование чрезмерного государственного долга Италии. Правительства стран с крупной задолженностью, со своей стороны, обеспокоены, что ограничения по контролю над банками могут отобрать у них возможность брать займы, когда им это потребуется.
Однако, выход есть. Чтобы подтолкнуть банки к диверсификации, ЕЦБ может определить "безопасный уровень" государственного долга, что соответствует долям государств-членов в ВВП региона (идея, сначала предложенная министром финансов Германии Олафом Шольцем, и разработана экономистом и членом Европейского парламента Луисом Гариканоу). Любые разногласия будут способствовать увеличению требований к капиталу. Это позволит решить беспокойство североевропейских стран. В то же время это смягчило бы давление на правительства с большой задолженностью: уменьшение долга итальянских банков было бы по крайней мере частично компенсировано увеличением участия других европейских банков.
Это шаг к созданию реального банковского союза. Европейские лидеры должны осуществить серьезное обновление Единого совета по вопросам разрешения споров, предоставив органу необходимые полномочия и ресурсы для принятия, ликвидации или докапитализации банков в любой части еврозоны, и компенсации вкладчикам - как это делает Федеральная корпорация по страхованию вкладов в США. Чтобы сделать фонд взаимного страхования более привлекательным в политическом плане, сначала его можно было бы спроектировать только как опору национальным фондам.
Во время пандемии европейские лидеры были готовы углубить свое сотрудничество, в частности, путем объединения фискальных ресурсов для поддержки наиболее пострадавших экономик союза. С ростом срочности та же логика применяется к разрыву связи между состоянием банков и платежеспособностью национальных правительств. Пока этот вопрос не решится, европейская система единой валюты может быть «в опасности», резюмирует издание.
Ранее первый заместитель главы Международного валютного фонда Джеффри Окамото заявила, что экономика во всех странах мира восстанавливается быстрее, чем прогнозировалось ранее. Однако, по ее словам, восстановление экономики идет неравномерно в разных странах. ВВП в большинстве стран остается существенно ниже докризисных показателей.