Европейцы не без основания обеспокоены возможностью второго президентства Дональда Трампа. Это человек, заявивший, что россияне могут делать на континенте "все, что им вздумается", угрожал 10-процентным налогом на все импортные товары (не только из Китая) и оскорбил множество культурных чувств. Но хотя разумно готовиться к возможности прихода к власти другой администрации Трампа, у европейцев также должен быть план, что делать, если на выборах в этом году победят демократы. Говорим "демократы", потому что президент Джо Байден еще может снять свою кандидатуру из-за беспокойства по возрасту, сообщает Financial Times.
Но даже если это случится, Байден, вероятно, заменит кто-то, кто удвоит основные политические идеи его администрации, включая реиндустриализацию, новый подход к глобальной торговле и переход от экономики утечки к фокусу на ограничении власти корпораций и получение прибыли. Поставить следует на популиста из Среднего Запада, который придет на смену Байдену, а не на блестящего калифорнийского центриста.
Это поднимает ключевой момент. Многие европейцы смотрят на удивительное отсутствие популярности Байдена, несмотря на ошеломляющее экономическое восстановление США, и предполагают, что проблема заключается в политическом послании, а не в человеке. Но они ошибаются. Американцы не ищут постепенных решений. Они просто нуждаются в лучшем донесении информации о том, как выглядит постнеолиберальный мир в реальной жизни.
Американские избиратели могут не знать или не интересоваться Вашингтонским консенсусом. Но они узнают жадность и концентрацию власти, когда видят их, или, особенно, когда чувствуют их, как это было за последние два года инфляции и взрывных корпоративных доходов и рентабельности во многих сферах.
Демократы удвоят этот опыт в кампании 2024 года. В 2018 году многие победители на промежуточных выборах от Демократической партии использовали тезис о том, что снижение Трампом корпоративных налогов — это подарок богачам.
Один из недавних опросов показал, что с января 2022 года на 15 пунктов выросло количество тех, кто считает, что "корпорации жадны"; 59% населения считает, что спекуляции частного сектора являются основной причиной инфляции, совпадающей с мнением тех, кто считает, что причиной является фискальное стимулирование.
Издание считает, что эти настроения будут продолжать расти, и демократы будут продвигать идею концентрации власти и корпоративной наживы к победе в ноябре. Им могут помочь собственные цели Трампа, такие как его комментарии по НАТО, которые подталкивают умеренных республиканцев и патриотически настроенных независимых к любому другому кандидату. Кроме того, Европа не имеет энтузиазма относительно подхода США к изменению климата или обеспокоена вызовами торгового представителя США Кэтрин Тай относительно традиционного подхода в таких сферах, как цифровые потоки или экологические и трудовые стандарты.
"Отчасти дискомфорт заключается в том, что эти идеи новые и все еще находятся на стадии реализации. Но спросите любого руководителя крупного бизнеса или руководителя транснациональной корпорации частно, и они скажут, что американские политики представляют гораздо большую угрозу для концентрации власти, чем европейцы," — отмечает Financial Times.
Понятно, что ЕС находится в неопределенном положении по всему этому. Он находится между США и Китаем географически и хочет сохранить эту позицию в экономическом и стратегическом плане. Но политические ветры начали меняться.
Европа напряженно думает о возможном втором президентстве Трампа и будущем после НАТО. Но она также нуждается в ответе на возможность прихода Байдена во второй раз и на то, что последует после Вашингтонского консенсуса.