UA / RU
Поддержать ZN.ua

EUobserver: Демократический саммит Байдена — это большой риск

Диагностировать слабость демократий — самая простая часть.

Будущий Демократический саммит президента США Джо Байдена — это достаточно рискованный шаг. Он вряд ли поможет залечить глубокие раны демократии в мире, пишет EUobserver.

Более тревожно то, что саммит может поставить под угрозу необходимые коллективные действия для преодоления глобальных проблем и сделать мир еще более поляризованным.

Общая идея о том, что демократия приходит в упадок – правильная. Во всем мире демократия находится в плохом состоянии и эту проблему нужно решить.

Если бы саммит мог принести реальное глобальное демократическое возрождение – он стоит риска. Однако это требовало бы четких обязательств по действиям в конкретных странах, а не просто выражение благородных намерений.

В геополитике важна символика, но на некоторые вопросы требуются четкие ответы.

Действительно ли собрание глобальных демократий заставит их авторитарных соперников волноваться? Будут ли готовы граждане этих недемократических стран требовать свободы? И действительно ли выступления демократических лидеров превратятся в действия?

Осознавая эти «подводные камни», Байден совершенно справедливо попросил своих гостей «заняться самокритикой». Приглашенным странам предложили поразмышлять об их деятельности в отстаивании прав человека, борьбе с коррупцией и противостоянии авторитарным режимам.

Для Америки это означает контроль над все более поляризованной внутренней политической средой.

Для ЕС это значит выйти за рамки шаблонного осуждения Венгрии и Польши, а также присмотреться к жесткой позиции других стран блока относительно прав человека.

Саммит ждет несколько проблем

Во-первых, саммит демократии с его упрощенным нарративом «мы и они» не синхронизируется с реальностью современного сложного и взаимосвязанного мира. Разделение мира на «хорошие и плохие страны» может успокоить демократические государства, но такое различие выглядит размытым.

Один недавний пример: на климатическом саммите COP26 в Глазго именно демократическая Индия ослабила риторику о «постепенном отходе» к просто «поэтапному сокращению» использования угля – шаг, активно поддержанный автократическим Китаем. 

Во-вторых, иногда речь идет только о получении правильных результатов.

Как показали протесты против карантинных ограничений в Европе, демократии тоже иногда принимают тяжелые решения.

В-третьих, необходимы коллективные действия по преодолению пандемии, изменения климата и ликвидации бедности. А это значит обращаться не только к единомышленникам.

Сотрудничество с недемократическими странами

На COP26 США и Китай обнародовали совместную декларацию, предусматривающую тесное сотрудничество по сокращению уровня вредных выбросов, которое, по словам ученых, необходимо осуществить в течение следующих 10 лет, чтобы удержать глобальное повышение температуры.

Именно поэтому ЕС работает с Руандой над развитием мощностей по производству вакцины против COVID-19, несмотря на критику со стороны Агентства международного развития США, утверждающего, что правительство президента Поля Кагаме не отвечает стандартам либеральной демократии.

Аналогично, хотя Талибан вряд ли получит дипломатическое признание, большинству стран, включая США, придется сотрудничать с группировкой, чтобы облегчить гуманитарный кризис в Афганистане.

В-четвертых, риторика Байдена «Америка вернулась» в прошлом, возможно, успокаивала союзников, но сегодняшний мир – это «смешивание и сочетание», где нации не хотят делать односторонний выбор: присоединиться к США или стать союзником Пекина.

В зависимости от поставленной проблемы страны выбирают своих партнеров и формируют крупные и мелкие сети для решения региональных и глобальных проблем.

Таким образом, хотя верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель прав, что конкуренция 21 века заключается в установлении стандартов для технологической сферы и торговли, маловероятно, что какая-то одна страна или система сможет «управлять миром».

Хотя политики ЕС могут преуменьшать свои усилия для сохранения трансатлантического единства, стремление Европы получить стратегическую автономию является ярким примером попыток блока противостоять России и Китаю, а также выйти из тени США.

В то же время, дискуссии о демократических ценностях и приверженности правам человека звучат довольно противоречиво после хаотического выхода Америки из Афганистана.

Трехсторонний военный союз AUKUS между Австралией, Великобританией и США является мощной иллюстрацией того, как демократии могут подпитывать конкуренцию.

Между тем, несмотря на то, что осуждение турецкого президента Реджепа Эрдогана и белорусского диктатора Александра Лукашенко может быть нормой, неприятные соглашения с диктаторами стали жестокой реальностью миграционной политики ЕС.

Известно, что проведение выборов недостаточно для того, чтобы страна превратилась в реальную демократию.

Многие страны по всему миру занимаются дискриминацией этнических меньшинств, не способны поддерживать свободную прессу и полагаться на справедливых судей.

Несмотря на все разговоры о правах женщин и гендерном равенстве, во многих странах женщины до сих пор страдают от дискриминации. Поэтому обещания, которые будут давать лидеры стран на предстоящем демократическом саммите, должны иметь сроки выполнения и «контрольные показатели».

Диагностировать слабость демократий – самая простая часть, резюмирует издание.

Читайте также: Госдепартамент США пригласил Украину на Саммит за демократию

Госдепартамент США опубликовал на своем сайте список из 110 стран, приглашенных участвовать в Саммите за демократию. Украина входит в число участников, наряду с Грузией, Арменией, Латвией.

Согласно опубликованному списку, в число 110 делегаций входят все страны-члены ЕС, кроме Венгрии. Также в список вошли Тайвань, Индия и Филиппины. 

На саммит не пригласили Турцию, Россию и КНР.