Трудно делать романтические жесты в условиях пандемии. Но Америка и Европейский Союз пытаются возродить свою давнюю страсть. Новый президент США Джо Байден с помощью видеоконференции с лидерами ЕС пытался изложить свое видение сотрудничества. В лагере Байдена наивно надеялись, что окончание президентства Дональда Трампа заставит европейских лидеров резко броситься в объятия Америки. Однако после победы Байдена на выборах ЕС быстро объявил об инвестиционном соглашении с Китаем, что изрядно разочаровало США. Улучшение отношений между сторонами начало происходить лишь несколько дней назад, после того, как ЕС и США ввели санкции против китайских чиновников, причастных к нарушению прав уйгуров, пишет журнал The Economist.
Объединение усилий для противостояния Китаю, скорее всего, будет более эффективным, чем борьба с Пекином в одиночку. Это также может гарантировать большую безопасность, если месть со стороны Китая будет слишком агрессивной.
Действительно, этот эпизод напомнил Америке и ЕС, почему они должны работать вместе. Короткий период истории, в котором Америка потеряла свое глобальное лидерство, закончился. Джо Байден ищет союзников, потому что они ему нужны. Со своей стороны, геополитическая сила ЕС зависит от экономической мощи блока. Европейский рынок с 450 миллионами богатых потребителей позволяет ЕС диктовать стандарты развития экономики. Но этот так называемый "эффект Брюсселя" будет исчезать с уменьшением доли ЕС в мировой экономике. Прочная связь между Америкой и ЕС принесет пользу обеим сторонам.
Однако те же проблемы, которые напрягали трансатлантические отношения во времена Трампа, никуда не исчезли даже после прихода Байдена к власти. Нарекания Трампа о том, что Европа должна увеличить расходы на оборону, были не его личной прихотью, а давним американским требованием, чтобы союзники США выполняли свои обещания.
Возможно, риторика "Америка прежде всего" ушла, но многие тенденции такой политики все еще остались. Возрождение всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между Америкой и ЕС кажется маловероятным, а европейские лидеры сейчас сосредоточены на защите рынка блока, а не на его открытости.
Кроме того, ЕС трудно создать «общий фронт» с Америкой против России, ведь сам Европейский союз не может согласовать свою политику в отношении Москвы. Немецкий бизнес настаивает на продолжении строительства трубопровода "Северный поток-2", который проходит через Балтийское море из России в Германию, игнорируя критику соседей и санкции Америки.
Даже небольшие различия все еще могут испортить отношения между ЕС и США. Несмотря на то, что стороны разделяют приверженность к либеральному капитализму, они все еще находят время для споров. Сейчас Америка и ЕС могут иметь одинаковые цели по проблеме изменения климата, но различные способы их достижения в итоге принесут предпосылки для конфликта.
Европейские политики все еще настороженно относятся к Америке, несмотря на попытки Байдена возродить демократическое партнерство. Эпоха Трампа убедила европейских лидеров в том, что ЕС должен сохранять геополитический суверенитет, который при необходимости позволит блоку разорвать неудачные отношения.
Ненадежная Америка времен Трампа побудила внимательно взглянуть на индивидуальные геополитические возможности ЕС и начать поиск "стратегической автономии", который возглавил президент Франции Эммануэль Макрон.
С этой точки зрения европейские страны с опозданием осознали, что они слишком сильно полагались на трансатлантического партнера, который оказался недостаточно надежным. Европа считает, что проблема именно в Америке. Однако часть европейских стран все еще уверена, что союз с Америкой критически важен. Французские идеи европейской автономии вызывают недовольство в Польше и среди балтийских соседей, для которых Америка - единственная надежная опора против России.
Но в сферах, выходящих за рамки традиционной политики безопасности, поиск автономии все еще популярен. Представители стран ЕС вслух задумываются о том, как укрепить евро, сделав его резервной валютой, которая может даже при необходимости заменить доллар, это по крайней мере ослабит способность Америки использовать свою валюту для запугивания европейского бизнеса.
Тесные связи с Америкой было легче оправдать во время "холодной войны", когда Советский Союз запугивал практически всех. Сейчас часть политиков ЕС рассматривает эти отношения как необязательные, считает болгарский писатель Иван Крастев.
Несмотря на то, что часть европейских избирателей всегда выступала за уменьшение влияния Америки на континент, в конце концов европейцы понимали, что другого варианта нет. Сегодня возник серьезный трансатлантический разрыв. Для Америки Китай занимает первое место в списке угроз, тогда как для ЕС это лишь одна из многих проблем.
В ходе опроса 11 европейских стран, большинство респондентов ответили, что лучше оставаться нейтральными в конфликте между Америкой и Китаем или Россией. Таким образом, Европа взяла на себя роль, которой когда-то пользовалась Япония во время холодной войны, утверждает Крастев: союзник, далекий от главного театра действия. С этой точки зрения, стремление ЕС к расширению собственного геополитического влияния предусматривает не вступление блока в великодержавную политику, а отход от нее.
Конечно, налаживание лучших отношений между ЕС и США после завершения времен Трампа неизбежно произойдет. Но даже при президентстве умеренного Байдена отношения между сторонами будут далеки от идеала. Сейчас ЕС хочет принимать собственные решения относительно фундаментальных тем, чтобы обезопасить себя на случай появления в Белом доме «последователя Трампа». Часто независимые цели ЕС будут совместимы с американскими, ведь история Европы и США тесно переплетена, и стороны имеют похожее мировоззрение. Но цели союзников не будут идентичными, вероятно, взгляды ЕС и США будут все больше расходиться, как относительно «мелких», так и больших вопросов, резюмирует издание.
США, ЕС, Великобритания и Канада объявили в понедельник о введении санкций против чиновников Китая, из-за нарушения прав человека.
«Мы вместе с Британией, Канадой и ЕС совместно выступаем за привлечение к ответственности тех, кто нарушает права человека», - заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Государственный департамент США считает притеснение прав уйгуров геноцидом.