UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕС стоит наказать Польшу финансово за нелиберальность - The Economist

Такая возможность у союза будет в мае, когда начнутся переговоры о следующем совместном бюджете.

После падения коммунизма в 1989 году Польша вдруг стала конкурентом "азиатских тигров" по темпу роста ВВП. Она стала важным союзником НАТО. Но теперь она также оказалась на линии фронта того, что президент Франции Эммануэль Макрон называет "европейской гражданской войной" за верховенство закона.

Оптимизм, с которым ЕС расширялся на восток в 2004 году, уступил место разъяренной националистической "нелиберальной демократии". В Венгрии Виктор Орбан подавляет гражданское общество и использует государственные деньги и финансирование ЕС для того, чтобы задабривать олигархов. Румынские лидеры неутомимо пытаются ослабти антикоррупционные законы, которые могут их наказать.

Но самый большой вызов - это Польша, пишет The Economist. После прихода к власти в 2015 году националистическая партия "Право и Справедливость" сократила независимость судов, укротила государственные СМИ и наполнила бюроктарические должности своими сторонниками. Польская реформа системы юстиции грубо нарушает соглашения ЕС. И это касается не только польскую демократию. Страны ЕС должны доверять судам друг друга, чтобы защищать законы, на которых держится единый рынок. Поэтому в прошлом году Еврокомиссия воспользовалась статьей 7 Лиссабонского соглашения, которая позволяет штрафовать правительства, если они систематически нарушают верховенство закона. Также теоретически этот инструмент позволяет лишить страну права голоса в ЕС. На практике же это сделать невозможно. Потому что для этого нужно провести анонимное голосование среди стран-участниц. А нелиберальные правительства в Европе поддерживают друг друга.

Именно поэтому Еврокомиссия обращает внимание на бюджет ЕС, через который бедные страны-участницы получают значительные средства от более богатых. На протяжении последних семи лет пятую часть этого бюджета получала сама только Польша в виде фондов сплочения ЕС. И это может быть рычагом воздействия. Переговоры о следующем бюджете начнутся в мае.

Его можно использовать в два способа. Во-первых, другие страны могут занять жесткую позицию в отношении Польши перед торгами о распределении средств. Парламенты в таких странах, как Германия и Нидерланды, уже раздраженно говорят о нежелании передавать деньги своих налогоплательщиков правительствам, которые грубо нарушают правила. Во-вторых же можно создать механизм приостановки выплат правительствам, которые не уважают верховенство закона.

ЕС стоит перед дилеммой. Если поступить мягко с Ярославом Качиньским, следующий европейский автократ будет более самоуверенным. Но если надавить на "Право и Справедливость" слишком сильно, партия сможет указывать на это как на доказательство того, что внешние силы пытаются вмешиваться и подрывают польскую демократию. Будучи гигантом Восточной Европы, Польша имеет значения. Раскол между западом и востоком Европы относительно денег и миграции не удастся решить, если отнестись к ней жестко.

Вероятно готовясь к бюджетным переговорам, "Право и Справедливость" в последнее время внесла некоторые изменения в свою реформу юстиции. Уступки, среди которых определение пенсионного возраста для судей, стали первым сигналом о компромиссе с 2015 года. Но они все же лишь косметические. ЕС должен тихо, но донести до Варшавы, что ей нужно сделать больше, прежде чем наказания по статье 7 будут сняты. Лидеры Польши должны сделать шаги на встречу восстановлению верховенства закона, начав с восстановления в должности незаконно уволенных судей Конституционного суда. Если же "Право и Справедливость" не прогнется, Еврокомиссии стоит проявить креативность в бюджетном планировании. Польша получает от ЕС в три раза больше, чем платит в общий бюджет. И эти средства часто используются в пользу сторонников "Права и Справедливости" в сельской местности. Польским властям придется понять, что они не могут пользоваться выгодами членства в клубе и одновременно нарушать его правила.

Ранее Financial Times писало, что ЕС может наказать Польшу за ее непокорную поведение. В Брюсселе, Париже и Берлине растет ощущение, что если Варшава продолжит противоречить европейским ценностям, ей нельзя позволять пользоваться щедростью ЕС. Польша получила от ЕС в 2016 году 10,6 миллиардов евро. Это 2,6% от валового дохода страны.