UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕС может «спасти» отношения с Турцией — FT

В последнее время Турция стала «головной болью» для Европы.

На этой неделе Европейский совет должен решить большие проблемы, касающиеся Brexit и бюджета ЕС. Однако среди других задач саммита в Брюсселе является пересмотр отношений блока с Турцией, ведь ЕС уже готовится ужесточить санкции против страны из-за ситуации в Средиземноморье. Отношения Европейского союза и Турции находятся в кризисном состоянии, пишет Financial Times.

Отношения Турции и Европы всегда нуждались в творческих дипломатах с обеих сторон. Однако за последние пять лет, подобно отношениям Турции с Западом в целом, «ассоциация Анкары и ЕС» оказалась на грани краха. Европейские лидеры, как правило, обвиняют в этом турецкого президента Реджепа Эрдогана. Несмотря на то, что они справедливо подчеркивают его авторитарные тенденции, политики ЕС также часто не учитывают его эпизодического прагматизма. Действительно, ЕС фактически отказался от своего важного рычага влияния в Турции.

Переговоры о вступлении Турции в ЕС, начатые в 2005 году, были постепенно прекращены. Это фактически «отобрало» у Турции трансформационный двигатель демократического обновления и реформ.

Одной из проблем стал крах плана ООН 2004 года относительно воссоединения Кипра, «разделенного» с 1974 года между Грецией и Турцией. Также Франция, Германия и другие европейские страны продолжали строить барьеры для вступления в ЕС против Турции.

Вместо того, чтобы выступать стратегическим якорем, ЕС помог освободить Турцию от влияния Запада. С тех пор отношение ЕС к Турции менялось от «теплоты к холоду». Особенно доброжелательной Европа стала тогда, когда нуждалась в помощи Анкары для контроля большого потока беженцев, направлявшихся в ЕС в 2016 году.

Это была откровенная реальная политика. Анкара ожидала как минимум обновления таможенного союза, который она заключила с ЕС в 1995 году, а также налаживания регулярного диалога. Однако, сейчас Европа и Турция фактически лишились возможности нахождения общего языка.

Частично причиной этого является противоречивая политика Эрдогана, которая касается подавления инакомыслия и возражения оппозиции. «Абсолютный захват власти» в Турции Эрдоганом привел к тому, что страна потеряла право на членство в ЕС.

Эрдоган, похоже, пришел к выводу, что развертывание жесткой силы за рубежом является более эффективным, чем объединение с мягкой силой европейцев. Эрдоган выдвигает большие претензии на Восточное Средиземноморье и его газовые месторождения. И пока на этой неделе Европейский Совет будет проводить дискуссии в Брюсселе, Эрдоган будет находиться в Азербайджане на «параде победы» после того, как помог стране вернуть территорию в Нагорном Карабахе.

Турция является членом НАТО, но покупает российские системы противовоздушной обороны. Европе сложно регулировать отношения с Анкарой, но эта сложность связана не только с Эрдоганом. Турция всегда делала все по-своему: строя мосты в один момент, а плацдармы в следующий. Ранее ЕС был важнейшим «мостом» Турции.

Однако, Европа все еще имеет некоторые рычаги влияния. Более половины турецкой торговли и инвестиций связаны с ЕС. Турции остро нужен таможенный союз, нормы которого могли бы способствовать укреплению верховенства права, что разрушается. Но ЕС должен быть внимательным к другим вещам, которые Турция будет требовать.

После того, как Объединенные Арабские Эмираты в этом году нормализовали отношения с Израилем, Турция решила уладить спор с израильтянами, что связано, по мнению, дипломатов, с соперничеством с ОАЭ.

Воинственность Эрдогана вряд ли можно игнорировать, но есть признаки, что Турция все еще хочет наладить отношения с Европой. ЕС и Запад должны отслеживать и использовать все подобные «намеки», резюмирует издание.