UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕС и США не стоит жертвовать миром в Украине ради коммерческих интересов - Расмуссен

Бывший Генсек НАТО раскритиковал европейцев и американцев за конфликт из-за новых санкций США против России.

Прошло уже три года, как Россия захватила Крым и развязала войну на Востоке Украины. И ничто не указывает на то, что война закончится скоро. Российские силы или окапываются, или наступают. И ответ Европы на них не действует. Нужны свежие идеи, как остановить бои и положить конец убийствам.

Об этом на страницах Financial Times пишет бывший Генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен, добавив, что Минские соглашения, которые появились при поддержке Франции и Германии, а также Нормандский формат заставили Россию сесть за стол переговоров. Европейские и американские санкции дали Москве понять, что нельзя нарушать международный порядок безнаказанно.

Но если цель этой войны истощить оппонентов и проверить, кто смелее, тогда Россия ведет "холодную войну на истощение" против Запада прямо сейчас. Тактика Москвы заключается в том, чтобы уничтожить трансатлантическое единство, особенно в политике относительно санкций.

"В последние недели я начал бояться, что Владимир Путин может добиться успеха. И если ему это удастся, последствия будут трагическими", - пишет Расмуссен.

По его мнению, европейские меры ударили по российской экономике, и сделали свой вклад в сокращение ее ВВП в 2015 году. Американские санкции укрепили европейское единство в то время, когда некоторые страны-участницы ЕС продемонстрировали нежелание действовать. Объединенный подход остановил российские силы и не позволил им продвигаться дальше на Запад. Ослабление санкций сейчас подало бы сигнал всем автократам и диктаторам, что платить за агрессию придется только временно.

Но санкции не заставили Москву отказаться от дальнейшей интеграции захваченных частей Донбасса с Россией, кибератак и убийств. За период с февраля до мая 2017 года ООН зафиксировала рост на 48% количества случаев гибели мирных жителей Украины по сравнению с предыдущим кварталом. Нынешняя цена агрессии слишком низкая, чтобы изменить поведение России и заставить ее выполнить Минские соглашения. Настало время разрушить планы и расчеты Кремля.

С этой точки зрения новый законопроект США был рациональным. Он одновременно и расширил давление на Россию, и кодифицировал его, запретив президенту Дональду Траму ослаблять санкции в рамках "большой сделки" с Путиным.

Американская инициатива должна была вызвать одобрение и внести большую предсказуемость в трансатлантические усилия по Росии. Но вместо этого некоторые страны ЕС начали критиковать ее. Немецкий министр и канцлер Австрии выступили с совместной пресс-конференцией, на которой поставили под сомнение "эффективность нашей общей позиции относительно конфликта в Украине".

Возмущение вызвали пункты, которые могут запретить энергетическим компаниям сотрудничать с Россией, в частности, в построении ГТС "Северный поток-2". Расмуссен отмечает, что напряжение вокруг новых американских санкций еще раз напоминает, что усиление давления следует принимать совместно с союзниками. Вместо того, чтобы обмениваться угрозами, европейцы должны придумать, как лучше и теснее работать с Вашингтоном, чтобы не противоречить интересам друг друга.

Тем временем, ни одной из сторон не стоит забывать о большей картинке: Минские соглашения не выполняются, а ситуация в Украине не изменится до тех пор, пока Москва не встанет перед высокой цене агрессии.

"Вместо того, чтобы подрывать санкции, европейцам стоит усилить их и продлевать их действие на год, а не на полгода. В ЕС и США одинаковые цели по безопасности в Восточной Европе и нормализации отношений с Россией. Эти цели не должны стать жертвой различных коммерческих интересов", - подчеркнул Расмуссен.

Напомним, Палата представителей США приняла законопроект "Противодействие противникам Америки через санкции", в котором важное место отведено поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины, а также усилению санкций против РФ.

Законодательная инициатива перед вступлением в силу должна быть одобрена Сенатом и подписана президентом США.