Если верить некоторым политикам, то масштабные меры для достижения целей Парижского климатического соглашения могут принести страшные последствия для рабочих мест в энергетическом секторе. Но новое исследование показывает, что соблюдение глобальной климатической цели наоборот увеличит количество рабочих мест в области чистой энергетики примерно на 8 млн к 2050 году, пишет The Guardian.
Исследование, в ходе которого ученые проанализировали глобальный набор данных о последствиях для рабочих мест энергетической сферы в 50 странах, включая основные экономики, которые больше всех используют ископаемое топливо, - показало, что в настоящее время примерно 18 млн человек работают в энергетической отрасли, но их количество может возрасти к 26 млн, если климатические цели будут достигнуты.
Предварительные исследования показывают, что климатическая политика может увеличить количество рабочих мест в энергетической сфере на 20 и более миллионов, но аналитики опирались только на эмпирические данные стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), обобщая результаты для остальных стран.
Данные резко варьируются в различных регионах, что обусловлено разницей в технологическом развитии и другими факторами. Например, добычу 1 млн тонн угля в Индии выполняет 725 работников, тогда как в США для этого достаточно 73 работников.
Анализ ученых соединил различные факторы занятости в глобальном наборе данных (включая страны, не входящие в ОЭСР, такие как Россия, Индия и Китай) и интегрированную модель оценки, которая сочетает климатическую политику и экономические затраты на борьбу с изменением климата.
«Этот набор данных делает анализ более основательным», - сказал один из авторов исследования, доктор Сандип Пай из Университета Британской Колумбии в Канаде.
По целевому сценарию, когда глобальная температура будет держаться значительно ниже 2 ° С относительно доиндустриального уровня, из общего количества рабочих мест в энергетическом секторе в 2050 году 84% приходится на сектор возобновляемых источников энергии, 11% - на ископаемое топливо и 5% - на ядерную энергетику, согласно анализу.
Хотя рабочие места в угольной промышленности, которые составляют львиную долю (80%) от рабочих мест на данный момент, будут стремительно уменьшаться, эти потери должны быть компенсированы увеличением рабочих мест в области производства солнечной и ветровой энергии, за которые страны могут конкурировать, подсчитали исследователи.
Однако, несмотря на то, что многие страны действительно готовятся к энергетическому переходу, например, Китай и страны-экспортеры ископаемого топлива, такие как Канада, Австралия и Мексика, могут иметь некоторые потери.
Конечно, будут победители и проигравшие. Победителями станут люди, которые займут эти рабочие места в секторе чистой энергетики, а также польза для здоровья от свежего воздуха и чистых городов, но также найдутся люди, компании и правительства, которые частично проиграют, сказал Пай.
«Вот почему мы должны работать над справедливым и равномерным энергетическим переходом, убедившись в том, что никто не остался позади. Если политика и социальный контекст различных стран не согласуются, я думаю, что этот технологический переход произойдет не скоро», - добавляет ученый.
Иоганнес Эммерлинг из Европейского института экономики, который был соавтором исследования, признал, что анализ не учитывает пробелов в квалификации рабочих, ведь люди, которые работают в области ископаемого топлива, не обязательно имеют опыт и умение работы в секторе возобновляемой энергетики.
Если оглянуться на прошлое десятилетие, можно сделать вывод, что темпы прогресса в борьбе с изменением климата были слишком медленными.
По данным Международного энергетического агентства, все инвестиции, направленные на солнечную и ветровую энергетику, составляли лишь около 2 процентов. Между тем угольные электростанции все еще строятся в большом количестве, особенно в Азии.
Но ключевые элементы климатической революции уже приближаются, мир находится на пороге новой эры в энергетическом секторе.