Пока российские чиновники отмахиваются от обвинительных заключений 3 против 13 россиян, которых считают причастными к вмешательству в американские выборы в 2016 году, несколько людей, которые работали на российскую фабрику троллей, считают их хорошо обоснованными.
Бывший "комментатор" сомнительной петербургской компании "Агентство интернет-исследований" Марат Миндияров подтверждает, что компания действительно нанимала людей с хорошим знанием английского языка для того, чтобы влиять на общественное мнение в США через социальные сети, в частности Facebook. Собственный опыт заставляет экс-тролля верить американским обвинительным заключениям.
Об этом пишет Washington Post, добавляя, что в прошлую пятницу были выпущены федеральные обвинительные заключения против бизнесмена, связанного с президентом Владимиром Путиным, и еще десятка россиян. В документе говорится о том, что состоятельный ресторатор Евгений Пригожин, которого называют "поваром Путина", платил за интернет-кампании, в рамках которых были созданы фиктивные страницы в соцсетях для распространения желательных сообщений.
Целью работы фабрики троллей было или повлиять на избирателей, или подорвать их веру в американскую политическую систему, - утверждает американский документ. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не заметил в американских обвинительных заключениях доказательств, которые бы указали причастность правительства России к вмешательству в выборы в США.
По словам, Миндиярова, он не смог сдать языковой экзамен, чтобы попасть в отдел "фабрики троллей", который занимался Facebook. За эту работу платили вдвое больше, чем тем, кто работал над влиянием на российское общество. Цель англоязычного сегмента заключалась в том, чтобы распространять контент с нужными взглядами на английском языке, чтобы казалось, что его написали люди, для которых этот язык родной.
"Это были люди с очень хорошими языковыми навыками, переводчики, выпускники университетов. Было трудно понять, что они иностранцы, потому что они очень хорошо владели языком", - пояснил Миндияров.
Он рассказал, что на письменном экзамене для получения работы в "фабрике троллей" ему нужно было написать текст о шансах Хиллари Клинтон победить на президентских выборах в США.
"Я написал, что ее шансы высоки и она может стать первой женщиной-президентом", - сказал бывший российский "тролль".
По словам Миндиярова, он начал работать на "фабрике" в конце 2014 года, потому что был безработным и любознательным. На то время, в пятиэтажном здании работало около 400 человек, которые работали сменами по 12 часов. Большинство операций касались войны против Украины и санкций Запада против России. На "фабрике" также были фото- и видеоотделы. Профессиональные тролли получали зарплату наличными за то, что влияли на общественное мнение через фейковые обсуждения.
"Мы работали группами по три человека, в которых один играл роль негодяя, а другой - героя. Третий занимал нейтральную позицию. К примеру, кто-то один писал, что Путин плохой, другой должен был бы ему возразить, а третий согласиться с позицией второго, но внести определенную картинку", - пояснил Миндияров.
Проработав несколько месяцев, он уволился. По его словам, ему не понравилась работа.
"Мир в тех комментариях был поделен на черное и белое: Америка была плохая, а Путин - хороший. Они хвалили все, что было связано с Путиным и критиковали все, что касалось Америки, "гейской" Европы и тому подобное. В этом была суть работы", - пояснил он.
Другой бывший тролль из Санкт-Петербурга Людмила Савчук также рассказывает, что "фабрика" была эффективным предприятием, которое штамповало сообщения круглосуточно. Как и Миндияров, она работала во внутреннем департаменте. Но Савчук настаивает, что ее опыт соответствует тому, о чем говорится в обвинительных заключениях США.
"Сообщения и комментарии писались для того, чтобы сформировать мнение российских граждан на определенные проблемы. И, как видим, это сработало и в случае с жителями других стран", - сказала Савчук.
Она рассказала, что самое важное в работе было создать фейковые аккаунты, которые бы были похожи на страницы реальных людей: с датами рождения, местами проживания, полом, именами и тому подобное, чтобы нельзя было сказать наверняка, что страница была создана специально для распространения пропаганды.
"Повар Путина" Пригожин владеет ресторанами, в которых российский президент принимает своих иностранных гостей. Он использовал отношения с Путиным для расширения своего бизнеса путем включения обслуживания потребностей военных.
"Я не расстроен тем, что попал в этот список. Если им нужен дьявол, пусть его видят", - прокомментировал американские обвинения Пригожин.
Но, по словам Миндиярова, все работники "фарбрики троллей" хорошо знали, что именно Пригожин стоит за всем этим, но у них не было никаких доказательств. Он добавил, что работникам не нравится "повар Путина" отчасти потому, что он так и не открыл столовую на "фабрике троллей".
"Пригожин плохо относится к троллям. Но он мог бы их хотя бы кормить", - сказал бывший сотрудник "фабрики".
Савчук настаивает, что американские обвинения должны касаться не 13 россиян, а гораздо большего количества лиц.
"У нас смеются с новостей о 13 россиянах, причастных к воздействию на выборы в США. Потому что на самом деле их значительно больше. Эти технологии невероятно эффективны", - сказала Савчук.
Она рассказала, что в какой-то момент заметила, как простые люди начали распространять фейковые сообщения троллей, считая их достойной точкой зрения. Тогда, по словам Савчук, она поняла, насколько эффективна такая технология.
"Они верят, что это их собственные мысли. Но я видела, как эти мысли писали пропагандисты", - пояснила она.
Напомним, Россию подозревают во вмешательстве в выборы президента Соединенных Штатов в 2016 году.
17 мая 2017 года министерство юстиции США назначило Роберта Мюллера на должность специального прокурора для расследования вмешательство России в президентские выборы.
В рамках дела Мюллер вызвал на допрос генерального прокурора США Джеффа Сешнса. Он стал первым из администрации Трампа, который давал показания по этому делу.
О своей готовности под присягой свидетельствовать заявил и сам президент Дональд Трамп.
Вместе с тем, он неоднократно заявлял об отсутствии каких-либо "сговора" с Россией.