UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономический разрыв между богатыми и бедными странами растет — FT

«Богатый мир» в очередной раз оказался более устойчивым к экономическому кризису.

Начало этого года — «жуткое эхо» 2021 года. Новые штаммы коронавируса распространяются в мире, угрожая экономическим перспективам на целый год. Но вместо того, чтобы повторить серьезные спады, которые демонстрировала экономика в 2020 году, аналитики прогнозируют высокую глобальную инфляцию и рост процентных ставок с серьезными рисками для более уязвимых развивающихся стран, пишет Financial Times.

Прошлый год показал, что страны с развитой экономикой были более устойчивыми, чем ожидалось, к волнам COVID-19 даже без эффективных вакцин. Вспышки коронавируса принесли разрушительные последствия для здоровья людей, но не так сильно помешали глобальному восстановлению экономики. Благодаря расширению денежно-кредитного и фискального стимулирования возникли чрезмерный спрос и инфляция.

Пройти через волну штамма Omicron должно быть легче. Число случаев коронавируса в мире достигло рекордного уровня, но уровень смертей все еще относительно не увеличивается. Вакцины оказались эффективными для предотвращения тяжелого течения заболевания, и люди также имеют больший иммунитет после инфицирования, поэтому страны с развитой экономикой должны лучше адаптироваться.

Несмотря на эти обнадеживающие новости, прогнозы МВФ, ОЭСР и Всемирного банка, свидетельствующие о том, что страны с развитой экономикой могут вернуться на путь ожидаемого экономического развития без долговременного ущерба, выглядят слишком оптимистичными.

Высокая инфляция показывает, что в прошлом году были серьезные проблемы, связанные с функционированием экономики, стало меньше людей, которые искали работу, а два года слабых инвестиций могут заблокировать повышение производительности.

Поэтому наибольшей опасностью для 2022 и 2023 годов остается инфляция из-за спроса, превышающего доступное предложение. Однако темпы роста инфляции предположительно упадут во второй половине года.

Федеральная резервная система с опозданием реагирует на эту угрозу в США, где она самая большая, отмечая, что, возможно, придется повысить процентные ставки более быстрыми темпами, чем первоначально ожидали чиновники.

Проблема для бедных стран состоит в том, что более жесткая монетарная политика США может создать для них проблемы. Как прогнозирует Всемирный банк, более жесткая монетарная политика Америки, вероятно, усугубит и без того неутешительные экономические перспективы для развивающихся стран.

Более бедные экономики пытаются восстановиться так же быстро, как и развитые, однако им не хватает такого же уровня доверия и доступа к рынку, чтобы свободно получать займы, а также защитить свое население от пандемии. Без финансовой устойчивости и щедрых систем социального обеспечения экономические спады в развивающихся странах были более устойчивыми, а восстановление слабее. Проблем прибавили и трудности, с которыми бедные страны столкнулись в получении доступа к вакцинам.

Два десятилетия, в течение которых уровень жизни развивающихся стран догонял более богатые государства, закончились. По оценкам Всемирного банка, реальные доходы в 70% развивающихся стран будут расти медленнее, чем в странах с развитой экономикой в ​​период с 2021 по 2023 год.

Экономическая слабость во время пандемии также может оставить более глубокие шрамы. В сравнении с предположением об отсутствии «экономических шрамов» в богатых государствах, по оценкам Всемирного банка, восстановление в бедных странах будет медленным. По данным МВФ, такая тенденция еще больше блокирует способность этих стран справиться с уже имеющимися долгами. Это, вероятно, приведет к расширению долговых проблем и социальному недовольству.

Всемирный банк прогнозирует, что перспективы на 2022 год «вряд ли будут благоприятными для бедных стран».

Однако не все развивающиеся экономики ждут одинаковые проблемы. Китай владеет достаточной «фискальной силой», чтобы смягчить неблагоприятные последствия для своей экономики в краткосрочной перспективе. Турция является ярким примером страны, уязвимой к «экономическому шоку». Высокий уровень государственного долга вместе со слабым доверием к экономическим институтам страны является токсичной смесью. Государства с подобным положением уже почувствовали «бегство капитала», а также столкнулись с угрозой ослабления перспектив развития и увеличения уязвимости.

Перспективы сложны. Всемирный банк ожидает, что в 2023 году национальный доход в 40% развивающихся стран все еще будет ниже уровня 2019 года.

Читайте также: Financial Times назвала тенденции, которые будут определять глобальную экономику в 2022 году

В 2022 году мировая экономика продолжит восстанавливаться. Однако есть ряд факторов, которые могут помешать восстановлению. Среди основных рисков: новый штамм коронавируса, инфляция, сворачивание поддержки бизнеса в США, замедление роста Китая. Bloomberg назвал главные риски для экономики в 2022 году.