Во время предвыборной кампании новый американский президент Джо Байден обещал объединить Америку. Когда наконец новоизбранный президент готовится принять присягу в Вашингтоне, остальной демократический мир также рассчитывает на его помощь в достижении важных изменений на международной геополитической арене. Если его первоочередная задача - объединить разделенную Америку, а вторая - положить конец американскому изоляционизму, то для реализации этих планов Байдену стоит показать американцам, что им нужен мир, и продемонстрировать остальному миру, что ему нужна Америка, пишет британская газета The Guardian.
Учитывая взаимосвязанные угрозы пандемии коронавируса, экономического коллапса и климатической катастрофы, его президентство определяться не по привычным контрольным показателям в 100 дней, а, скорее, за первые 10 или 20 дней. Несмотря на судебный процесс по импичменту его предшественника Дональда Трампа, уже в первый день пребывания на посту президента Байден планирует реализовать цели по развертыванию массовой вакцинации и перезагрузки больной американской экономики, направив на рассмотрение в Конгресс проект крупнейшего финансового стимула в истории США. Учитывая новый политический состав этого органа и собственные цели Байдена, его план стимулирования экономики будет включать и экологическую политику.
Байден должен мыслить глобально. Его президентство начинается в разгар целого ряда глобальных кризисов. Именно поэтому можно предположить, что ни одна из внутриполитических целей Байдена, которая касается контроля пандемии, достижения экономической стабильности и климатической нейтральности, не сможет быть полностью достигнута без многостороннего сотрудничества. Однако это именно то, что «экономические националисты» обеих основных политических партий США отвергают.
В однополярном мире сразу после холодной войны США действовали многостороннем порядке. В последнее время в многополярном мире Америка начала действовать в одностороннем порядке. Разорвать агрессивный популистский национализм, который закрепился в годы Трампа, будет непросто.
Поэтому не следует ожидать возрождения высокого интернационализма прошлого. Когда-то такое мышление было настолько доминирующим, что в инаугурационном обращении президента Джона Ф. Кеннеди в 1961 году почти не было никакого упоминания о внутренних проблемах в США. Сейчас в мире, где много соревновательных центров силы, США нужна более скромная «стратегия взаимозависимости».
Байден говорил в своих предвыборных заявлениях о том, что американская внешняя политика теперь должна определяться внутренними приоритетами страны. Но распространение вируса, восстановление торговли и борьба с климатическим кризисом зависят от более тесного сотрудничества с другими странами. Именно поэтому новый президент откажется от стен, тарифов и ксенофобии лет Трампа, перейдя к политике, которая предусматривает альянсы и сотрудничество. Байден, скорее всего, максимально использует свою репутацию «великого примирителя».
Байден должен срочно созвать саммит мировых лидеров для координации чрезвычайных глобальных действий по каждому из кризисов в области здравоохранения, экономики и окружающей среды. Избранный президент знает, что иммунизации США будет недостаточно для защиты своих граждан, пока бедные страны не могут позволить себе прививку, а вирус продолжает мутировать и потенциально реинфицировать тех, кто ранее был иммунизирован. США и Европа должны возглавить консорциум стран G20 для покрытия предполагаемого дефицита средств в размере 30 млрд долларов США, необходимых для вакцинации всего мира. Это выгодное предложение по сравнению с потенциальными огромными экономическими потерями, которые могут стать следствием дальнейшего обострения ситуации с пандемией.
Еще до пандемии, США, как и все развитые экономики, имели низкий уровень безработицы, но сейчас ни одна крупная экономика или развивающаяся страна, не сможет полностью восстановить уменьшение объемов производства и потерю рабочих мест в 2020 году, если не будет создан синхронизированный глобальный план, который стимулирует рост.
В современных условиях с низким уровнем инфляции и низкими процентными ставками существует глобальный избыток сбережений, поэтому государственные инвестиции, способствующие повышению производительности, окупятся, создавая целостный круг потребительского спроса и рост налоговых поступлений.
Если США, Европа и Азия согласятся координировать свои фискальные стимулы, мультипликационный эффект - последствия увеличения торговли и потребления, будет вдвое эффективнее в обеспечении роста, чем если бы каждая сторона действовала отдельно. Дивиденд от усиленного сотрудничества может составить более 20 млн необходимых рабочих мест - и этот толчок может стать еще больше, если Байден отменит запрет президента Трампа о помощи Африке и развивающимся странам.
Байден, который снова присоединится к Парижскому климатическому соглашению, также должен объявить, что посетит климатическую конференцию Cop26 в Глазго. Он уже говорил, что 2020-е годы могут быть последним шансом избежать катастрофического глобального потепления. Его внутренние энергетические инициативы будут иметь успех, но этого может оказаться недостаточно. Переход к чистой экономике сейчас является крупнейшей международной задачей. США и Европа теперь должны убедить все страны, богатые и бедные, заключить глобальное «зеленое соглашение» и согласовать цели по уменьшению выбросов углерода.
Политические неудачи Трампа и его наследие, а также нестабильная ситуация в мире, дают Байдену еще одну историческую возможность. Он получит шанс противостоять китайскому авторитаризму и оппортунизму России. Он будет действовать быстро, чтобы обеспечить обновленный иранский ядерный договор, который не только ограничивает ядерные амбиции Тегерана, но и поможет контролировать спонсорство терроризма.
Но поддержка этих непосредственных императивов является глубоким вызовом. Начиная с 1980-х, когда Байден поехал в Москву, чтобы помочь американскому президенту Рональду Рейгану обеспечить соглашение о сокращении ядерного оружия с СССР, он стоял во главе требований по ядерному разоружению. Байден мог бы стать первым президентом ядерной эпохи, который заявил и совершил политику в отношении реального сокращения ядерного оружия. Также путем переговоров о глобальных запретов как на ядерные испытания, так и на обогащение урана, его президентство может открыть десятилетия разоружения. Эти исторические шаги откроют путь для отказа Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Турции от своих ядерных инициатив, дальнейшей изоляции Северной Кореи и снижения роли ядерного оружия на пути к его окончательной ликвидации. Байден прекрасно понимает свои основные задачи, и он должен реализовать все надежды и ожидания, резюмирует издание.
Сегодня вечером, в 18:15 по киевскому времени, начнется трансляция из Вашингтона, где Джо Байден примет присягу 46-президента США. Байден сменит в Белом доме Дональда Трампа. Инаугурация пройдет возле здания Капитолия США. Смотрите инаугурацию президента США вместе с ZN.UA.