Двух высокопоставленных должностных лиц Федерального министерства экономики и энергетики Германии, занимающих ключевые должности в направлении энергоснабжения, подозревают в шпионаже в пользу России, пишет издание ZEIT.
Как отмечает немецкое издание, весной работники министерства обратились в Федеральное ведомство по охране конституции и попросили о административной помощи.
«Они столкнулись с несоответствиями во внутренних документах по "Северному потоку-2" и уровню заполненности газовых хранилищ, а также в отчете о безопасности поставок газа в Германии. Многие документы разделяли российскую точку зрения, а аргументы часто не совпадали с официальной линией правительства», – говорится в материале.
В ходе дискуссий, которые зимой шли вокруг вопроса поставок газа, чиновники министерства, ответственные за это направление, заняли отклоняющуюся от политической линии министра Роберта Хабека позицию: решение не вводить в эксплуатацию газопровод «Северный поток-2».
Управление по охране конституции Германии несет юридическую ответственность за контрразведку и при подозрении должно инициировать проверку спецслужбой. В этом случае проверку приступили уже после обращения в секретную службу работников министерства.
По словам Берлина, офицеры разведки проверили резюме подозреваемых и обнаружили биографические аномалии, такие как обучающая поездка в Россию в одном случае. Они также проверили поездки, чтобы выяснить, были ли они исключительно служебными, или имели подозрительные цели.
Одним из аргументов против работы на Россию является то, что в Минэкономики традиционно входили государственные служащие, которые в прошлом дружески относились как к российским корпорациям, так и к Кремлю. В частности, предшественник Хабека Петер Альтмайер, а также его государственный секретарь Ульрих Нуссбаум рассматривали «Северный поток-2» как проект «суверенного национального энергоснабжения». Соответственно, многие чиновники были ориентированы на восток, в частности в сфере, которая отвечала за вопросы газа и энергетики.
В настоящее время в отношении подозреваемых должностных лиц министерства экономики не удалось найти веских доказательств того, что речь идет о шпионаже или коррупции. Однако издание отмечает, что вероятнее всего против них также не было проведено и полное расследование, включающее наблюдение, прослушивание телефонных разговоров и чтение электронной почты, поскольку закон требует наличия «фактических признаков» шпионской деятельности.
«Для пострадавших обвинение в работе на иностранное государство может превратиться в личную драму. В подобных случаях простое подозрение часто означает конец их карьеры, независимо от наличия доказательств», - отмечает издание.
В настоящее время министр Роберт Хабек должен принять решение о том, как обращаться с двумя своими чиновниками, доверие к которым уменьшилось, однако против которых еще нет никаких убедительных доказательств.
Министерство экономики Германии отказалось комментировать конкретный случай, однако пресс-секретарь отметила, что министерство «было в тесном контакте с Федеральным ведомством по защите конституции с начала расследования».