UA / RU
Поддержать ZN.ua

Драги vs Орбан: сработает ли для Украины итальянский рецепт на европейской кухне?

Автор: Иван Верстюк

2022–2023 годы стали настоящим турборежимом для Европейского Союза, который до этого десять лет подряд пребывал в весьма инертном состоянии бесконечного документооборота. Открытие пути в Евросоюз для новых потенциальных членов — Украины, Молдовы, возможно, вскоре также Боснии и Герцеговины — уже является бóльшим заделом, чем все сделанное руководством ЕС за предыдущее десятилетие, тем более что повестка дня в Брюсселе сейчас намного масштабнее, даже чем политика расширения.

Как и каждый турборежим, ускоренные процессы в Брюсселе предусматривают и кадровые изменения. Глава Европейского Совета Шарль Мишель недавно заявил о своих планах досрочно оставить должность, чтобы баллотироваться в этом году в Европейский парламент, где он хочет представлять бельгийскую либеральную партию Mouvement Reformateur. В самом же Брюсселе говорят о том, что на самом деле это замена Мишеля на более влиятельного политика, каковым является итальянец Марио Драги.

Читайте также: Досрочная отставка Мишеля с поста главы Евросовета: FT рассказала о потенциальных кандидатах на его замену

Бывший глава Европейского центрального банка и бывший премьер-министр Италии, Драги имеет имеет очень весомое резюме по успешно выполненным задачам европейского масштаба — недопущению выхода Греции из Евросоюза и зоны обращения валюты евро в 2013–2015 годах; преодолению последствий финансового кризиса 2008–2009 годов и долгового кризиса 2010–2012 годов; обеспечению доступной ипотеки для миллионов европейцев; сглаживанию неравенства в экономической активности разных регионов ЕС. Драги неоднократно «сшивал» Евросоюз, когда центробежные силы формировали в этом блоке полярные политические настроения.

Некоторая последовательность событий таки может привести к тому, что в кресле главы Европейского Совета окажется венгерский лидер и оппонент украинских интересов Виктор Орбан, ведь именно Венгрия будет председательствовать в ЕС с 1 июля, когда Шарль Мишель должен оставить должность. Но, как видно из всего, мы сейчас видим хорошо оркестрованную кадровую комбинацию в Брюсселе, а не хаотичный ход непредсказуемых решений и фактов.

Читайте также: Орбан заявил, что поддерживает помощь Украине, но теперь против "ущерба бюджету ЕС"

76-летнего Марио Драги «подтягивает» назад к руководству Евросоюзом Урсула фон дер Ляйен, президент Еврокомиссии, считая, что Европа не в том состоянии, чтобы позволять политикам его масштаба просто наслаждаться свободным временем на пенсии. Сначала фон дер Ляйен попросила Драги стать ее советником по экономическим вопросам. С тех пор итальянец работал над отчетом об улучшении конкурентоспособности европейской экономики, чтобы она в своих показателях роста и развития не оставалась всегда позади американской экономики или динамичных экономик Азии.

А теперь президент Еврокомиссии хочет дать Драги возможность выполнить сразу несколько крайне важных задач — принять в блок новых членов, поучаствовать в разрешении российско-украинской войны и провести нужные изменения внутри Евросоюза, а это и политика миграции, и финансовая и экологическая политики, и баланс между интересами разных стран, и отношения с Китаем. Для всех этих дел нужно уметь формировать консенсус среди всех стран ⸺ членов ЕС, учитывая специфические интересы каждой из сторон. Несмотря на евроскептицизм Орбана, есть еще и задача удержать Венгрию от выхода из ЕС, а также привлечь в зону обращения евро по крайней мере Чехию, президент которой Петр Павел уже заявил о таком желании, а по возможности и Польшу, и Болгарию. В более долгосрочной перспективе вопрос введения евро может встать и перед Украиной, стоит ей лишь стать членом Евросоюза и выказать четкое желание пользоваться европейской валютой и европейскими финансовыми рынками.

Читайте также: Фицо заверил Орбана, что не допустит лишения Венгрии права голоса

Драги может стать очень нужным для продвижения украинских интересов на континенте. Если либерал Шарль Мишель в своей аргументации преимущественно использовал аргументы от морали — об общих европейских ценностях и интересах, то Драги как человек с финансовым бэкграундом тяготеет к так называемому cost and benefit analysis — анализу стоимости и преимуществ каждого политического решения.

Это очень своевременно, ведь уже сейчас мы видим, как Польша начинает лоббировать ограничения для украинской аграрной продукции на европейском рынке, не предоставляя вместе с тем исчерпывающих аргументов для всей Европы, кроме защиты интересов своих фермеров. Драги — сторонник свободной беспошлинной торговли, поэтому украинская экономика сможет интегрироваться в ЕС при его возможной каденции значительно глубже, чем в случае, если во главе Евросовета будет кто-либо другой.

Кроме экономики, Драги может играть особую роль в помощи Украине в войне против России. Еще в 2022 году, когда этот политик возглавлял правительство Италии, он проводил переговоры с российским диктатором Владимиром Путиным и предлагал взять на себя эту роль и в дальнейшем. Впрочем, был май 2022 года, Украина уже жила идеей быстрого контрнаступления и близкой победы, поэтому Драги не получил мандат на переговоры ни от Украины, ни от родной Италии, ни от Евросоюза. Если же дипломатии для разрешения войны в украинских интересах не избежать, пусть ее лучше ведет человек с весомым набором прагматических аргументов, а не идеалист вроде Мишеля.

Дело не в том, что Драги так уж желает разговаривать с Путиным, просто он считает, что может стать человеком, который на понятном Путину языке нарисует ему во время разговора убедительную картинку его поражения. На нынешнем этапе войны, наверное, самым болезненным ударом для РФ будет передача для нужд Украины 300 млрд долл. замороженных российских суверенных активов, большинство которых учитывается в европейских банках и депозитариях. Для этой передачи нужно наработать удобные правовые основы, а это Драги умеет делать очень хорошо, ведь во время председательства в Европейском центральном банке постоянно имел дело с политикой в отношении сотен миллиардов евро, которую иногда оспаривали в судах.

Поэтому Драги для Украины — это в первую очередь реальная, обозримая перспектива получить 300 млрд долл. российских денег, которые иначе можно не получить вообще. Также он способен качественно структурировать программу помощи от Евросоюза на 50 млрд евро и даже, вероятно, увеличить ее, чтобы отстроить украинскую экономику, которая сейчас, по свежим оценкам НБУ, разрушена как минимум на треть. Что такое качественно структурировать? Прежде всего, не растягивать эту линию финансовой поддержки на много лет, а выдать большую ее часть одним траншем в удобный для Украины момент, чтобы эффект от программы был максимальным.

Не менее важно уменьшить бремя войны как для Украины, так и для всего Европейского Союза. На фоне роста расходов на оборону и отказа от нефти (российской и не только) и грязной энергетики растут бюджетные дефициты практически всех европейских стран, что делает их заимствования на рынке капитала более дорогими. Такие проблемы для Драги — его родная среда, комфортная стихия. На протяжении всех лет на должности главы ЕЦБ он занимался финансированием бюджетных дефицитов и уменьшением стоимости государственных заимствований.

Для этого Драги может решиться начать общую для всего Евросоюза фискальную систему. Кстати, это в перспективе может затронуть и Украину, поэтому нынешняя стратегия национальных доходов, предложенная украинским правительством, впоследствии может стать ненужной, если Евросоюз введет свои налоговые нормы. Есть высокая вероятность того, что именно так и произойдет, потому что сейчас Брюссель предпочитает крепче интегрировать ЕС в целостность, чтобы ни одна страна больше никогда не выходила из этого блока, как это сделала Британия.

Читайте также: Евродепутаты собрали подписи под петицией лишить Орбана права голоса в Совете ЕС

Основные линии поляризации в ЕС подобны классическому кресту: север, восток, юг, запад. Восточные члены блока, желая иметь больше свободы в решениях, не осмеливаются вводить евро, в то время как покупательную способность европейской валюты поддерживают прежде всего производители севера, а больше всего получает субсидий в этой валюте юг, тогда как запад Евросоюза зарабатывает на этом статус-кво, имея большие биржи и финансовую инфраструктуру для обслуживания капитальных потребностей.

Урсула фон дер Ляйен смогла отчасти сгладить эту разницу интересов. Она нашла общий язык с итальянским премьером Джорджей Мелони, которая согласилась вести ответственную бюджетную политику. Она дождалась смены правительства в Польше, где еврофил Дональд Туск должен оправдать ее ожидания относительно более глубокой интеграции Польши в правила ЕС. Наконец, фон дер Ляйен не поучает французский президент Эмманюэль Макрон, который в прошлом критиковал развитие ЕС и предлагал свою альтернативу. Теперь президент Еврокомиссии хочет и дальше объединять разные страны ЕС в целое, пригласив на высокую должность в Брюсселе Драги — человека, который «сшивал» блок в прошлом.