Канцлер Германии Ангела Меркель и президент США Джо Байден встретились 15 июля в Вашингтоне. Этот визит в США, вероятно, был последним для Меркель на посту канцлера. Встреча стала напоминанием о близких отношениях двух союзников, пишет The Economist.
Байден пытается наладить отношения с ближайшими союзниками Америки после того, как его предшественник Дональд Трамп «изолировал» США. Но «теплая встреча» Байдена и Меркель имеет свои пределы: относительно России и Китая, взгляды Германии и Америки не совпадают.
«Россия продолжает сеять вражду между двумя союзниками, кроме того существует большой разрыв в стратегии в отношении Китая», - говорит аналитик Чарльз Купчан.
Несмотря на недовольство дома, даже несогласие внутри своей партии, Меркель продолжает придерживаться собственного курса в отношениях с Москвой и Пекином. Острой проблемой стала поддержка «Северного потока-2», против которого активно выступает американский Конгресс. Газопровод позволит России поставлять газ непосредственно в Германию, обходя украинские и польские транзитные пути. Ожидается, что проект будет завершен в августе.
«Северный поток-2» - это тяжелый камень на шее, который подрывает доверие между союзниками», - говорит бывший посол Германии в Америке Вольфганг Ишингер.
Этот трубопровод фактически уничтожил доверие, которое Меркель получила за инициативу введения санкций против России после аннексии Крыма в 2014 году. В мае Байден попытался уменьшить напряжение, отменив санкции против компании, которая строит газопровод, и против гражданина Германии Матиаса Варнига. Но Байдену нужно что-то в ответ, поскольку Конгресс, вероятно, потребует новых санкций в следующем месяце.
Однако во время совместной пресс-конференции после встречи лидеры двух стран не объявили о новом компромиссе относительно трубопровода. Меркель сказала, что Европа имеет «ряд инструментов», чтобы реагировать, если Москва остановит транзит газа через Украину.
Из-за газопровода Киев рискует потерять транзитные сборы. Но Меркель четко не обозначила ни одной новой инициативы по содействию Украине, например, помогая ей развивать новые источники доходов и энергетическую инфраструктуру. Со своей стороны, Байден сказал, что он готов рассмотреть практические меры, которые можно было бы организовать вместе с Германией, и оценить влияние действий России на энергетическую безопасность Европы и на Украину.
«Посмотрим. Мы посмотрим», - сказал он.
Как и ее предшественники, Меркель пыталась сбалансировать лояльность к союзникам Германии и попытки экономически взаимодействовать с противниками. «Остполитик» Вилли Брандта (восточная политика) была одной из самых успешных доктрин послевоенных лет, считает аналитик Ганс Кунднани. Остполитик объявила воссоединение как стратегическую цель, тогда как идея политических изменений через торговлю часто является лишь поводом для более тесных коммерческих связей с автократическими режимами. Это одна из причин, почему другие лидеры ЕС недавно не поддержали инициативу Меркель касательно саммита ЕС с Владимиром Путиным.
Еще несколько лет назад политика Германии в отношении Китая руководствовалась главным образом «торговыми интересами», которые поддерживали, в частности, крупные автопроизводители, поскольку автопроизводство фактически является важнейшей отраслью Германии. За последние десять лет Китай стал крупнейшим торговым партнером страны, а товарообмен между странами в прошлом году вырос до $ 243 млрд. Крупнейший производитель автомобилей в Европе Volkswagen сейчас продает более 40% своих легковых автомобилей в Китае.
Но энтузиазм Германии по ведению бизнеса с Пекином несколько уменьшился. В начале 2019 года главная немецкая отраслевая ассоциация BDI опубликовала документ, в котором назвала Китай «системным конкурентом» и объявила о своей обеспокоенности относительно действий китайского рынка. Руководитель BDI Зигфрид Русвурм недавно заявил, что Германии нужен «честный разговор о том, как она ведет дела с автократическими торговыми партнерами». Права человека не являются внутренним делом, настаивает Русвурм, характеризуя «неприемлемое» отношение Китая к уйгурам.
Политика тоже меняется. Новый закон требует от немецких компаний, имеющих более три тысячи работников, доказать, что их цепи поставок свободные от нарушений прав человека ( в 2024 году это будет касаться компаний, имеющих более тысячи работников). Штраф за неправомерные действия может составлять 2% от годового дохода компании.
Несмотря на это, Меркель придерживается мягкой политики в отношении Китая. Ей не понравилась идея запретить китайской компании Huawei участвовать в тендерах на строительство телекоммуникационных сетей 5G, как того хотела Америка. В последние дни председательства Германии в ЕС в декабре прошлого года она поддержала договор, который должен предоставить европейским компаниям лучший доступ к китайскому рынку. Это не понравилось администрации Байдена. А в июне Меркель призвала коллег-лидеров G7 «модифицировать» окончательное коммюнике саммита, чтобы не «расстраивать» Китай.
Выберет ли преемник Меркель другой курс? Из трех людей, которые могут заменить ее на посту после выборов в сентябре, двое, скорее всего, не осознают масштаба вызова, который ставит российская и китайская агрессия, говорит Констанце Стельценмюллер из Брукингского института. Кандидат от Христианско-демократического союза (ХДС) Армин Лашет и Олаф Шольц от социал-демократов дают намеки на то, что Америка хочет «новой холодной войны» и пытается заставить европейцев «отделиться» от Китая.
В противоположность этому кандидат «Зеленых» Анналена Бербок готова противостоять России и Китаю. Но ее шансы стать лидером страны относительно небольшие: последние опросы дают «Зеленым» менее 20% голосов, тогда как ХДС и его союзники колеблются на грани 30%. Как потенциальный младший партнер, Бербок будет в определенной степени уделять внимание политике в отношении Китая и России, но трудно сказать, насколько, ведь ее приоритетом является проблема изменения климата. Несмотря на то, что Меркель скоро уйдет с должности, ее преемник, вероятно, будет верно следовать ее политике, резюмирует издание.
Канцлер Германии Ангела Меркель во время пресс-конференции в Белом доме с президентом США Джо Байденом заявила, что газопровод "Северный поток-2" не должен стать заменой транзита газа через Украину.
Байден и Меркель по итогам встречи в Соединенных Штатах также подписали Вашингтонскую декларацию о двустороннем сотрудничестве и стратегических принципах обеих стран.