UA / RU
Поддержать ZN.ua

Даже первые погибшие мобилизованные не побуждают россиян к протесту — Die Welt

Кремлю удается мобилизовать нужное количество мужчин, однако цена высока, а вера в Путина пошатнулась.

Прошло три недели с тех пор, как российский автократ Владимир Путин призвал к так называемой частичной мобилизации, чтобы компенсировать свои потери в войне против Украины. По западным оценкам, там погибли или были тяжело ранены до 90 тысяч российских военных. Официальные российские потери значительно ниже. Про итоги этих недель пишет издание Die Welt.

Но что государственные власти сейчас признают впервые, так это то, что среди погибших есть первые военные, которых отправили на фронт в рамках мобилизации.

«К сожалению, призывная комиссия подтвердила гибель пяти южноуральцев, которые были призваны Коркинским военкоматом. Скорбим вместе с родными», — говорится в коротком сообщении пресс-службы губернатора Челябинска.

Помимо выплат в связи с потерей кормильца, семьям пообещали один миллион рублей, то есть около 16 тысяч евро по сегодняшнему курсу. Как сообщили BBC Russian родственники погибших, мужчин отправили на фронт без подготовки примерно через неделю после призыва. Российские СМИ сообщали о по меньшей мере 20 других умерших мужчинах, который даже не попали на передовую, умерев от сердечных приступов или покончивших с собой. 

В РФ продолжаются протесты, во многих городах поджигают призывные комиссии, настроения в обществе депрессивны. И об этом сообщают даже государственные социологические институты, в том числе московский ФОМ: 69 процентов россиян испытывают тревогу.

По данным независимого социологического института «Левада», две трети россиян боятся «полной мобилизации». Но в целом русское общество, кажется, смирилось с мобилизацией и войной.

В пятницу президент России Владимир Путин заявил о мобилизации уже 222 тысяч мужчин, что составляет более двух третей от нужного количества. В ближайшие две недели «мобилизационные мероприятия» будут завершены. Расширение не планируется. Этому заявлению Путина большинство россиян, вероятно, не поверит.

Ведь Кремль много месяцев обещал, что мобилизации не будет. На самом деле, призывают мужчин всех возрастов, и даже государственные пропагандисты сейчас критикуют «перегибы мобилизации» — однако пока она продолжается.

Читайте также: В некоторых регионах РФ объявляют о продлении мобилизации и о новых задачах – ISW

Адаптация вместо протеста

В «частичную мобилизацию» определенных групп людей, похоже, уже никто не верит, ползучая полномасштабная мобилизация давно идет по полной. Правозащитники из Москвы и Санкт-Петербурга сообщают о масштабных рейдах на станциях метро, где мужчинам массово выписывают повестки. Сотни тысяч уже сбежали из страны, в том числе примерно 30% ІТ-работников.

Однако желание россиян протестовать практически не возросло. Похоже, что их девиз – приспособиться вместо протеста. Война и мобилизация воспринимаются как уже данность, которую невозможно изменить.

Тех, кто был призван в армию, должны обеспечивать самым необходимым их семьи, ведь многие новобранцы не обеспечены ни обувью, ни снаряжением. Деньги для них собирают в группах Telegram, удачный сбор подкрепляют фотографиями счастливых мужчин. Разговоров о политике, как и о том, что мужчин вообще призывают, избегают.

Подобное и в бизнесе. Крупные компании и государственные учреждения пытаются как-то приспособиться к ситуации. Прежде всего, ценных работников пытаются «зарезервировать», то есть защитить от призыва, а мобилизовать работников, без которых можно хотя бы временно обойтись — чтобы не потерять хорошие отношения с администрацией и госзаказом.

Забронировать можно специалистов из 195 профессий, в том числе в ІТ-сфере. Но никто не может гарантировать, что их, в конце концов, не призовут.

Российские компании ищут новых сотрудников

Это оказывает неожиданный побочный эффект. Хотя в России пока не военная экономика, однако российские компании начинают обращать внимание на женщин и претендентов старше 50 лет, пишет хедхантер Ольга Шамбер в статье для российского издания Forbes.

«В общем, компании будут вынуждены быть более гибкими», — говорит она.

Эксперты ожидают, что в долгосрочной перспективе мобилизация изрядно навредит экономике. Согласно прогнозам финского научно-исследовательского института BOFIT, если один миллион мужчин будут призваны в армию, а еще 300 000 эмигрируют, это заберет с рынка труда не менее 7% трудоспособных мужчин в возрасте до 39 лет.

Читайте также: Der Spiegel: Мобилизация в России – это демографическая катастрофа, экономист объяснил, какими будут последствия

Проректор Московского российского экономического университета Максим Буев говорит о мобилизации как о «налоге на развитие экономики». Это может стоить российской экономике потери минимум 0,5 процентного пункта ВВП. Причем этот эффект суммируется с рецессией, вызванной войной и санкциями.