UA / RU
Поддержать ZN.ua

Даже если ВВП США сократится, Вашингтон все еще может официально избежать рецессии — The Economist

Американская экономика может выйти из рецессии несмотря на инфляцию и рост процентных ставок ФРС.

Всем известно, что рецессии болезненны. Но что именно они собой представляют? Это трудный, но важный вопрос, который может возникнуть в ближайшие недели для Америки из-за странного однобокого состояния ее экономики. Популярное определение рецессии, часто цитируемое журналистами, — это два последовательных экономических квартала отрицательного роста. Исходя из этого, Америка сегодня находится на грани одного из них. В первом квартале 2022 года экономика немного сократилась. Некоторые показатели, такие как снижение объемов жилищного строительства и промышленного производства, позволяют предположить, что небольшое сокращение могло иметь место и во втором квартале. Если это тот случай, когда о состоянии ВВП объявят 28 июля, вывод кажется однозначным: Америка находится в рецессии, пишет The Economist.

Но все не так просто. Официально решение о том, находится ли американская экономика в рецессии, принадлежит комитету по датированию бизнес-циклов Национального бюро экономических исследований (nber), частной беспристрастной исследовательской организации. Это группа макроэкономистов из восьми человек, включая Роберта Гордона из Северо-Западного университета и Кристину Ромер из Калифорнийского университета в Беркли. Они рассматривают ряд переменных помимо самого ВВП, от потребления до промышленного производства, с целью выявления спадов, которые действительно охватывают всю экономику.

Этот анализ иногда приводил к тому, что они заявляли, что экономика находится в рецессии, даже когда ВВП растет. Америке удалось избежать двух последовательных кварталов отрицательного роста в 2001 году, но ученые-энтузиасты по-прежнему считали это рецессией. Что делает настоящий момент таким необычным, так это то, что публика впервые может прийти к противоположному выводу: экономика избежала рецессии, несмотря на постоянно отрицательный рост.

Некоторые скептики могут усмотреть в этом политический заговор — скажем, попытку поддержать осажденное президентство Джо Байдена. На самом деле рассуждение гораздо банальнее. При определении деловых циклов в последние десятилетия группа уделяла наибольшее внимание реальным личным доходам и показателям занятости, и оба эти показателя пока показывают лучшие результаты, чем рост ВВП. Реальные доходы (то есть с поправкой на инфляцию) действительно начали падать, поскольку рост цен съедает заработную плату. Но рост рабочих мест остается на удивление сильным. В июне в экономике было создано 372 тысячи рабочих мест, в результате чего фонд заработной платы в частном секторе превысил докризисный уровень. Этот отскок от эпидемии пандемии стал самым быстрым восстановлением рынка труда в Америке за более чем три десятилетия. Уровень безработицы, который стабилен на уровне около 3,6%, что чуть меньше семидесятилетнего минимума, просто не соответствует представлению о том, что экономика находится в рецессии. Одна из возможностей заключается в том, что будущие пересмотры данных покажут, что ВВП действительно увеличился в первой половине 2022 года.

Все это может быть холодным утешением для Байдена. Для избирателей важнее всего не техническая оценка рецессии, а их общее восприятие экономики. И она довольно скудна. Потребительские настроения, судя по опросам, резко упали. Опрос, проведенный YouGov и The Economist в июне, показал, что 56% американцев считают, что экономика уже находится в рецессии. Не случайно рейтинги одобрения Байдена также упали, что сделало его еще более непопулярным, чем Дональд Трамп на данном этапе его президентства. Гиперпристрастность во многом объясняет антипатию. Высокая инфляция также является важным фактором, уменьшающим возможности американцев позволить себе купить тот или иной товар, и что заставляет их чувствовать себя беднее.

Читайте также: NYT: Байдену и Трампу будет трудно завоевать Белый дом в 2024 году, возможно это сделает кто-то другой

Некоторые также боятся того, что может их поджидать за углом. При такой устойчивой инфляции (и теперь на 40-летнем максимуме) ФРС взяло курс на ужесточение денежно-кредитной политики, которому, похоже, суждено стать самым резким с начала 1980-х годов. Рост процентных ставок не всегда предшествует рецессии. Но будет маленьким чудом, если Америка сможет выдержать такое масштабное ужесточение без значительного роста безработицы. По крайней мере, одна группа может рассчитывать на гарантии занятости: восьмерка, которые должны определять пики и спады в бизнес-циклах. Их опыт в этом будет востребован.

Ранее сообщалось о том, что НБУ обнародовал деловые ожидания бизнеса относительно возможного уровня инфляции и курса гривны на следующие 12 месяцев.