Усиление отношений с Россией рассматриваются как возможен план "Б" для Греции. Однако воспользуются ли им Афины, станет понятно после визита премьер-министра Алексиса Ципраса в Москву в среду.
Об этом сегодня на страницах Financial Times пишет обозреватель Вольфганг Мюнхау. Греческий премьер может осмелиться объявить дефолт, выйти из еврозоны и взять у Москвы краткосрочный кредит, чтобы уберечь банковскую систему от коллапса. За это Ципрас может предложить России наложить свое вето на решение ЕС о продлении санкций, которые были введены из-за военной агрессии против Украины. Кроме того, Афины могут объявить бойкот транс-адриатическому газопроводу, через который ЕС хочет напрямую импортировать каспийский газ в обход России.
Однако, все эти варианты возможных договоренностей между Москвой и Афинами, по мнению автора, вызывают скепсис по ряду причин.
Первая из них - нехватка денег на спасение Греции у Владимира Путина. Российская экономика в плохом состоянии. Согласно последним прогнозам Всемирного банка, в этом году ВВП страны сократится на 3,8%. Этому способствует, в частности, падение цен на нефть и газ, но также инвестиции в Россию резко сократились. Конечно, в России все еще есть валютные запасы. Но они сокращаются очень стремительно. Поэтому под вопросом, будет ли Россия тратить на Грецию средства, которые держат ее на плаву.
Греции также надо задуматься над тем, в какой мере она хочет быть привязанной к стране, которая явно сосредоточена на собственных экономических проблемах. А россиянам стоит обратить внимание на то, сколько миллиардов евро других стран еврозоны поглотила греческая экономика. Москва вряд ли захочет иметь такие же потери.
Вторая причина заключается в том, что отношения внутри ЕС основаны на международных соглашениях. Все страны-участницы имеют законные права и независимые суды, чтобы их защитить. Если они заключают двусторонние соглашения с Россией, это их личное дело и никто в ЕС не будет их защищать. Поэтому хотят ли греки на самом деле, чтобы Путин был их кредитором?
"Я всего лишь пытаюсь изобразить ситуацию, в которой греческий министр финансов проводит свою лекцию с требованиями перед российскими коллегами. Когда он делает это в Брюсселе, люди очень стараются быть вежливыми", - пишет обозреватель.
Третья причина - возможное изменение в отношениях между ЕС и Россией. Когда-то ситуация в Украине нормализуется и санкции будут сняты, а отношения постепенно восстановятся.
"Какую стратегическую ценность тогда будут иметь тесные связи Греции с Россией?", - пишет автор.
Еще одна причина, из-за которой сближения Греции и России вряд ли состоится - это отношения внутри ЕС и роль Еврокомиссии в обьединении. Так, Афины имеют право вето в вопросе санкций. Но они также зависят от финансирования от Евросоюза. С этой точки зрения, политическая конфронтация с общеевропейской позицией вызовет и прекращения финансирования.
Вряд ли ЕС будет дальше платить субсидии Греции, если Афины выйдут из еврозоны и сблизятся с Россией. Поэтому, по мнению автора, Ципрасу не стоит договариваться о чем-то серьезном с Путиным, а вернуться из Москвы в свою страну и начать работать над экономической стратегией.
Издание The Guardian писало, что премьер Греции рискует стать "полезным идиотом" Путина. Поскольку Россия не может выдать Афинам кредит на сумму более 200 миллиардов евро, которые нужны греческой стороне. А в политическом поле визит Ципраса в Москву может спровоцировать раскол внутри ЕС. В это же время, рост экономики Италии более важное для еврозоны, чем проблемы Греции.