UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что у Путина на уме, то у депутатов на языке: вторгнется ли Россия еще в одну страну?

Российские политики вновь пугают Казахстан вторжением.

Автор: Владимир Кравченко

В роли ретранслятора новых угроз выступил депутат Госдумы, генерал-лейтенант Андрей Гурулев. Аффилированный с российскими спецслужбами ТГ-канал ВЧК-ОГПУ обнародовал голосовое сообщение, где Гурулев говорит своим коллегам из комитета Госдумы по обороне следующее: «Казахи, наглядевшись на Украину, сильно бздят, что они следующие. Просто бздят, бл***. Но они будут следующие. Они щас довые***ся. В принципе, думаю, решение уже есть».

На обнародование аудиозаписи Гурулев отреагировал заявлением о том, что это фейк, распространенный, конечно же, «вражескими, ЦИПСО-шными помойными Телеграм-каналами» с целью «раскачать ситуацию от моего имени с нашими друзьями из Республики Казахстан». «Я понимаю, что нейросети подделывают все что угодно, поэтому я вас призываю быть бдительными. Нас ни с кем не поссорят», — пообещал депутат, записывая видео в машине.

Несмотря на эти уверения, генерал-лейтенант, скорее всего, неосторожно озвучил то, что обсуждается в башнях Кремлях. Ведь в Москве и в самом деле многие испытывают плохо скрываемое раздражение от действий союзника по ЕАЭС и ОДКБ и полагают, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев попросту «кинул» Россию, которая помогла ему удержаться у власти во время кровавых январских беспорядков 2022 года.

Недовольство вызывает то, что в Казахстане происходит казахизация и суживается сфера употребления русского языка в быту и госорганах. Среди казахстанцев сильны симпатии к Украине как жертве агрессии со стороны России, а власть не спешит признавать «новые территории» российскими и декларирует намерение соблюдать наложенные на РФ санкции. Казахстанские банки отказываются от обслуживания карт российской платежной системы «Мир». Астана активно развивает отношения не только с Москвой и Пекином, но и с Парижем, Берлином, Вашингтоном.

Читайте также: В Казахстане отреагировали на информацию СМИ о создании запасов бензина для России

Между тем Казахстан имеет серьезное значение для Москвы и ослабление ее влияния в этой центральноазиатской стране — опасный сценарий для российского руководства.

В беседе с ZN.UA казахстанский политолог Досым Сатпаев объяснил значимость региона для Кремля несколькими факторами. Во-первых, Москва начинает понимать, что если она хочет активно взаимодействовать с Китаем, то ей необходимо еще больше упрочить свои позиции в Центральной Азии. Во-вторых, Россия намерена усилить свое присутствие в казахстанской экономике для того, чтобы сделать ее частью политики обхода санкций.

«Идет активная экономическая экспансия России в Казахстан, что создает для нас серьезные геополитические риски. Мы видим тревожный тренд, когда российские компании активно укрепляют позиции в стране. В их числе — «Газпром», «Лукойл», «Росатом». И если в 2019 году в Казахстане было около 7 тысяч российских компаний, то сейчас их почти 20 тысяч. Некоторые казахстанские олигархи в последнее время стали активно продавать свои активы российскому бизнесу», — отмечает Досым Сатпаев.

В свою очередь директор казахстанского Института актуальной политики (ICP) Сергей Коновалов сказал в комментарии ZN.UA: «Для России важно, чтобы Казахстан оставался лояльным. Да и некая дистанция Астаны от Москвы имеет для россиян свои преимущества: это позволяет ослабить режим международной изоляции для РФ. Мы все знаем, насколько опасно загонять зверя в угол. Поэтому Казахстан контрбалансирует, играя очень сложную дипломатическую партию, где с одной стороны — война и санкции, а с другой — плотное взаимодействие в рамках интеграционных объединений».

Тем не менее периодически недовольство Кремля прорывается и тогда в адрес Астаны звучат обвинения в русофобии, ущемлении русского языка и прав русскоязычных. Например медиапродюсер Тина Канделаки обвинила Казахстан в дискриминации русского языка после того, как русские названия нескольких железнодорожных станций заменили на казахские. А убийца Александра Литвиненко, депутат Госдумы Андрей Луговой выпустил фильм о «русофобии» Казахстана, назвав эту страну «марионеткой англосаксов».

Читайте также: В России отреагировали на информацию о закупке бензина в Казахстане

По мнению Досыма Сатпаева, к таким заявлениям нужно относиться очень серьезно. Во-первых, Москва стремится экспортировать хаос, чтобы снизить внутреннее напряжение в России. Во-вторых, подобные заявления — способ обозначить Казахстан как сферу геополитических и экономических интересов России. Сергей Коновалов обращает внимание: «Мы имеем дело с настоящей информационной войной» и полагает, что «основная задача таких вбросов — вызвать панику, ухудшить эмоциональное состояние и заставить людей действовать в рамках того или иного заданного кода».

Но Астана, за очень редким исключением, мягко реагирует на подобные заявления российских политиков, экспертов и журналистов. Вот и в этот раз, комментируя аудиозапись Гурулева, официальный представитель казахстанского внешнеполитического ведомства Айбек Смадияров ограничился заявлением: «Власти Казахстана обсуждают с российской стороной информационные вбросы, которые появляются со стороны третьих заинтересованных сил в целях внести разлад в отношения Астаны и Москвы».

Чем объяснить такую осторожную реакцию? Скорее всего, стремлением Астаны лишний раз не обострять отношения с Москвой. Напомним, что 15,5% населения страны составляют русские (а в индустриально развитых северных областях Казахстана их количество доходит до 22%), а российские эксперты угрожающе намекают на области «с преимущественно русским населением», которые имеют «слабое отношение» к тому, что «называлось Казахстаном». И это серьезный рычаг давления на Астану.

Сергей Коновалов говорит о том, что «сложно прогнозировать сегодня поведение тех или иных элит, потому что слишком высоко геополитическое напряжение», но России выгоднее иметь в Центральной Азии мирную буферную зону, отделяющую ее от исламского региона, чем получить новую зону конфликта. Досым Сатпаев полагает: «Скорее всего, Токаев и руководство страны исходят из того, что Россия не захочет реализовать военный сценарий».

Читайте также: Путин сделал заявление по поводу сообщений о том, что Россия планирует нападение на Европу

Причин для подобной оценки может быть несколько.

Во-первых, увязнув в Украине, массово теряя людей и технику, Кремль не может позволить себе еще один фронт.

Во-вторых, Россия нуждается в Казахстане как окне для осуществления параллельного экспорта.

В-третьих, военная агрессия приведет к дестабилизации Центральноазиатского региона.

В-четвертых, Москва должна будет учитывать позицию своего стратегического союзника, оказывающего ей экономическую и политическую поддержку, — Пекина. А Китай, вероятнее всего, будет против вторжения в страну, в которую он уже вложил около 30 млрд долл., и являющуюся важным транспортным коридором в Европу: санкции против России привели к тому, что Китай лишился российского маршрута доставки своих товаров в Европу. Поэтому Пекину важно, чтобы в Центральной Азии вдоль нового «Шелкового пути» был мир.

В-пятых, «специальная военная операция» в Казахстане невыгодна и другому партнеру России — Турции. Анкара как лидер тюркоязычного сообщества воспринимает Центральную Азию как зону своих интересов и вторжение российских войск в Казахстан может негативно сказаться на турецко-российских отношениях.

Таковы аргументы против войны. Но напав на Украину Путин продемонстрировал, что он принимает решения в своей иррациональной системе координат. Не исключено, что угрозами в адрес Казахстана Кремль просто отвлекает внимание от стран Балтии. Впрочем, Досым Сатпаев обращает внимание на то, что в случае вооруженного конфликта из-за Тайваня нарушится баланс сил в Центральной Азии, а Китай и Россия могут поделить регион на сферы своего влияния. И тогда для Казахстана возникнет серьезная угроза.

Слова Гурулева — это пока лишь предупреждение казахстанскому руководству, что Москва имеет рычаги влияния на Казахстан. И потому Астане не стоит быть слишком беспечной. (Сейчас Казахстан уже обвиняют и в затоплении Оренбуржья: дескать, казахстанская власть должна была «более согласованно» сбрасывать воду в своей системе водохранилищ.) События в Южной Осетии, Абхазии, Грузии, Украине показывают: свои угрозы Россия не всегда откладывает в долгий ящик.