UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что именно провоцирует смертельные случаи COVID-19 — NYT

Недавние исследования поставили под сомнение признанные методы лечения COVID-19.

Медики начали сомневаться относительно того, что именно активная реакция иммунной системы человека приводит к тому, что некоторые пациенты с коронавирусом требуют немедленной госпитализации вследствие серьезных повреждений легких и других органов. Все еще неизвестно, что именно вызывает смерть от COVID-19, и как можно предотвратить чрезмерную смертность, пишет The New York Times.

Гипотеза, которая возникла в начале пандемии, предполагала, что так называемый «цитокиновый шторм», или чрезмерная реакция иммунной системы человека, является причиной тяжелого течения коронавируса у больных, и многие врачи соглашались с этой гипотезой, ведь у многих пациентов, умерших от коронавируса, в теле почти полностью отсутствовали следы вируса, значит, их иммунная система лишилась возбудителя заболевания. Также, согласно этой гипотезе, для борьбы с возбудителем заболевания иммунная система человека производила слишком большое количество активных веществ, в частности цитокины, которые становились причиной воспаления, и в конце концов, приводили к смертельному повреждению органов.

Однако, ряд новых исследований свидетельствует о том, что агент, «которого подозревают в причине смертельного течения коронавируса» может не быть «настоящим виновником», а «цитокиновые штормы» происходят несколько иначе. Однако, не все согласны с данными новых исследований.

Профессор педиатрии и медицины в Университете штата Алабама в Бирмингеме доктор Рэнди Крон, который долгое время изучал «цитокиновые бури», говорит, что некоторые госпитализированные пациенты с COVID-19 действительно переживают такую ​​чрезмерную защитную реакцию иммунитета. Но он соглашается, что течение болезни COVID-19 отличается от течения других подобных болезней, поэтому стоит провести еще много исследований, чтобы делать уверенные выводы.

Пока идея «шторма» была сосредоточена на одном из цитокинов, который называется интерлейкин-6 или IL-6. Мысль о том, что именно этот цитокин вызывает смертельный ход COVID-19 возникла после сообщений из Китая, в начале пандемии. Китайские врачи сказали, что у пациентов, которые тяжело переносили COVID-19 был высокий уровень IL-6. Медики попытались применить лекарства, которые блокируют IL-6, и пациент выздоровел. Подобную информацию предоставляли и врачи в Италии.

Ряд препаратов, блокирующих IL-6, активно представлен на фармацевтическом рынке и применяется для лечения ревматоидного артрита. Такие препараты могут останавливать избыточные иммунные реакции в других ситуациях, например, они блокируют активное выделение цитокинов, которое может возникать у больных раком, или при заболевании Стилла у взрослых. Но профессор медицины в Гарварде доктор Джон Стоун отмечает, что эти болезни не являются инфекционными.

Тем не менее, препараты против IL-6 быстро стали стандартом медицинской помощи во многих больницах, где лечат пациентов с COVID. Идея о том, что они блокируют «цитокиновые бури» получила признание.

Однако, недавние исследования ставят под сомнение эффективность препаратов против il -6. Также, существуют данные, указывающие, что уровень il-6 у пациентов с коронавирусом не является слишком повышенным по сравнению с другими больными.

Новые исследования не подтверждают того, что препараты против il-6 помогают избежать смертельных случаев коронавируса.

Однако, до сих пор нет полного согласия среди ученых и врачей относительно самого термина «цитокиновый шторм».

"У этого понятия нет четкого определения", - сказала специалист по интенсивной терапии Калифорнийского университета в Сан-Франциско доктор Каролин Калфа. Это понятие врезалось в сознание врачей, однако без его детального определения трудно найти какие-то определенные диагностические критерии, которые могли бы выявить реальную природу такого «шторма».

И даже если il-6 может быть не главной причиной смертельного течения коронавируса у больных, когда иммунная система человека вступает в действие, выделяются сотни цитокинов. Они активно циркулируют и взаимодействуют друг с другом в сложных петлях обратной связи.

Многие врачи надеялись, что исследование природы «цитокинового шторма» станет ответом на все.

До недавнего времени не проводилось много систематических исследований, которые бы объяснили, действительно ли уровень IL-6 был чрезвычайно высоким у пациентов с Ковидом.

Оказывается, что на самом деле все происходит несколько иначе.

Инфекционист из Университета Северной Каролины доктор Джонатан Парр проверил уровень IL-6 у пациентов с коронавирусом своего медицинского центра в начале пандемии. Данные было трудно интерпретировать, но в целом уровень IL-6 среди больных с ковид был значительно ниже, чем при других воспалительных синдромах, таких как сепсис, например.

И даже когда уровень цитокинов высокий, как при сепсисе, препараты, подавляющие иммунные реакции, не помогают, сказал доктор Стоун.

Доктор Уильям Фишер, врач в Университете Северной Каролины, сказал, что идея цитокиновой бури "касается каждой тяжелой вирусной инфекции". Примерами являются СПИД, Эбола, грипп, лихорадка Ласса, ОРВИ и MERS, сказал он.

Но, по его словам, "может быть трудно выявить, что именно провоцирует патологию - вирус отдельно, или вирус в сочетании с иммунной реакцией".

Если не «цитокиновый шторм», то что же тогда наносит непоправимый вред пациентам с коронавирусом?

Воспаление вследствие чрезмерных реакций иммунной системы могут сыграть свою роль, утверждают исследователи. Одним из доказательств является то, что стероид дексаметазон, который в целом подавляет иммунную систему, может снизить уровень смертности.

Но IL-6 не единственный возможный фактор разрушительной иммунной реакции, считает доктор Стоун. Появляются другие химические вещества, которые вызывают острое воспаление, такие как ферритин, а также C-реактивный белок, например.

Многие пациенты с COVID также страдают от образования тромбов, которые сами по себе могут повредить легкие и другие органы.

И все еще остается вероятным, что применение препаратов против IL-6 может помочь, если это сделать вовремя.

"Нам нужны рандомизированные клинические испытания, чтобы ответить на эти трудные вопросы", - сказал доктор Стоун.

Так или иначе, врачи должны ориентироваться на самые свежие данные исследований, резюмирует издание.