Россия усилила темпы своей кампании по нанесению ударов вглубь Украины, и, как отмечает Управление оборонной разведки Великобритании, основными средствами наступления являются поставленные Ираном беспилотные летательные аппараты Shahed-136 (называемые «беспилотными летательными аппаратами односторонней атаки»). Многие комментаторы обращают внимание на сходство этой кампании с кампанией Гитлера против Лондона в 1944-1945 годах с использованием «фау»-оружия, и из этого можно извлечь несколько важных уроков. Об этом пишет Дэвид Гамблинг, автор книги «Swarm Troopers: Как малые дроны завоюют мир», посвященной передовым военным технологиям в целом и роботизированным системам, в частности, в колонке для Forbes.
Конструктор V-1 («Фау-1») Фриц Гослау когда-то работал над беспилотниками с дистанционным управлением, и V-1 называли «роботом-бомбой» или «роботом-самолетом», поскольку он летал самостоятельно с помощью гироскопа и компаса, а после запуска не нуждался во вмешательстве человека.
V-1 получил прозвище «buzzbomb» (жужжащая бомба) из-за характерного звука импульсного реактивного двигателя, срабатывающего пятьдесят раз в секунду. Подобно этому, за звук двигателя украинцы называют «Шахед-136» «мопедом».
Как и Люфтваффе в 1944 году, российские военно-воздушные силы не способны наносить эффективные удары. Вместо этого посылается альтернативный вариант самолетов без экипажа, и сегодня это Shahed-136. Как и во время использования V-1, вместо того, чтобы поражать военные цели, такие атаки приводят к жертвам среди гражданского населения и расширяют террор.
«Нападения на гражданских лиц или гражданские объекты являются военными преступлениями, и эти атаки с использованием боеприпасов и крылатых ракет явно не направлены на военные объекты», - пояснил Марк Гарласко, бывший военный советник США, ставший следователем по военным преступлениям.
В определенном смысле такой выбор цели вызывает удивление, так как в отличие от V-1, который мог наносить удары в пределах нескольких миль от заданной точки прицеливания, Shahed-136 имеет точность GPS и должен поразить точную цель.
«Я шокирован тем, что россияне не совершили массовой атаки против чего-то действительно важного. Это свидетельствует об абсолютном отсутствии российской ISR (разведки, наблюдения и рекогносцировки) или разведывательного понимания целей. Они атакуют цели, имеющие низкую пригодность, или вовсе непригодные с военной точки зрения. Это огромная трата ресурса», – говорит Гарласко.
Однако этот подход полностью согласуется с предыдущим подходом России: ее баллистические и крылатые ракеты, похоже, уничтожают больше гражданских целей, таких как жилые дома, чем военных. Некоторые Шахед-136 могут поражать объекты типа электростанции под Киевом, однако это тоже не военная цель.
Атаки V-1 на Лондон имели целью ослабить моральный дух британцев, но нанесли сравнительно небольшой вред и произошли слишком поздно, чтобы оказать значительное влияние на ход войны. Опять же, Россия, похоже, обратилась к импортным иранским беспилотникам от отчаяния, поэтому они не повлияют на результат.
Россияне, как и немцы во Второй мировой войне, также запускали баллистические ракеты – немецкие Фау-2 тогда и российские Искандеры сейчас. В отличие от них, V-1 и Shahed-136 летают низко и медленно, что делает их относительно легкой добычей для перехвата. Приблизительно 60% из 6000 выпущенных по Лондону V-1 были сбиты; около половины из них были сбиты истребителями, еще часть — зенитным оружием, остальные уничтожили заградительные аэростаты.
Подобным образом и Украина сбивает немало Шахед-136. Некоторые из них сбивают истребители, некоторые – переносные ракеты «земля-воздух», а некоторые – мобильные зенитные пушки Gepard, поставленные Германией. Многие, в том числе полиция, когда видят дрон, стреляют по низколетающим беспилотникам из автоматов Калашникова. Согласно твиту мэра Киева Виталия Кличко в понедельник, украинские силы сбили 82%, или 23 из 28 иранских беспилотных летательных аппаратов Shahed-136 Kamikaze, налетевших на город в тот день.
Раздаются призывы к улучшению противовоздушной обороны Украины для защиты от «Шахедов». Однако любая защита, которую можно быстро поставить, вероятно, будет ненадежной. Дроны летают низко и их трудно заметить на большом расстоянии. Средства защиты, такие как переносные Стингеры и зенитная артиллерия Гепард, имеют слишком малый радиус действия, чтобы защитить такой город, как Киев, что требует значительного количества людей, да и то: некоторым из них все равно удавалось бы пролететь.
Установка усовершенствованной многоуровневой системы противовоздушной обороны, такой как эффективный израильский «Железный купол», займет гораздо больше времени, и все равно не решит проблему. Ракеты-перехватчики Tamir компании Iron Dome стоят до 100 тысяч долларов каждая в то время как Shahed-136 стоит дешевле 20 тысяч. Согласно заявлению президента Украины Зеленского, Россия заказала у Ирана уже 2400 таких дронов и их может быть еще больше.
Шахед-136 планируется запускать в больших количествах, чтобы хотя бы их часть наверняка смогла достичь цели. То же самое касалось и Фау-1, разработанного как недорогое оружие — около 30 000 долларов за единицу в современном эквиваленте, тогда как ракета Фау-2 с такой же боеголовкой была в двадцать раз дороже и намного сложнее в производстве.
«Я пишу из южного Лондона, в нескольких сотнях ярдов от места, где оружие типа «Фау» нанесло огромный ущерб, и очень хорошо осознаю, какой вызов составляют массовые атаки. Хотя со временем среднее количество потерь уменьшилось с одной смерти от каждого V-1 до одной на три V-1, независимо от того, сколько зенитных пушек и заградительных аэростатов было развернуто, не каждую летающую бомбу можно было сбить», — пишет автор.
Угроза была устранена лишь бомбардировкой мест запуска и продвижением вперед после дня D (дня начала военной операции), а также отбрасыванием немецких войск во Франции и Бельгии за пределы досягаемости.
Атаки на места запуска, центры управления и хранилища могут быть лучшим способом противостоять потоку Шахед-136 и предотвратить дальнейшие жертвы среди гражданского населения. Но единственным реальным ответом является окончательное вытеснение России из Украины и прекращение войны.